Ветеран легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман" удостоен высокой госнаграды Беларуси - ордена Почета

23 Февраля 2018

И накануне праздника высокой госнаграды Беларуси - ордена Почета - удостоен ветеран легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман" Андре Пейрони. Он сражался на Курской дуге, участвовал в освобождении Беларуси, войну закончил в Германии. Несколько лет механик эскадрильи бок о бок воевал со своими советскими коллегами. О боевом пути героя - Елена Бормотова.

Государственная награда Беларуси рядом с орденом Почетного легиона. В благодарность за героизм и с уважением к подвигу под звуки белорусского гимна французскому ветерану от имени Президента нашей страны вручили орден Почета. Андре Пейрони - механик легендарного авиаполка "Нормандия - Неман" - принимал участие в освобождении Беларуси.

Свой 98-й день рождения Андре Пейрони - последний, живущий во Франции ветеран легендарной эскадрильи отметит 8 мая. Так получилось, что его личный праздник стал еще и днем, когда вся Европа отмечает День Победы. Сам же ветеран традиционно празднует его 9 мая, как и советские однополчане.

Павел Латушко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции, Испании, Португалии и Монако (по совместительству): "Практически каждый белорус знает эти два слова - "Нормандия-Неман". Символически, что эскадрилья "Нормандия-Неман" в своем названии имеет белорусскую речку - Неман. И сегодня, награждая от имени Президента Беларуси одного из последних участников эскадрильи "Нормандия-Неман", мы говорим ему спасибо, мы говорим спасибо всем французам, кто помог освободить нашу землю".

Только в белорусских партизанских отрядах воевали 55 французов и 105 белорусов сражались в рядах движения Сопротивления. И это не считая летчиков и механиков легендарного авиаполка. Двое из них навсегда остались в белорусской земле.

20 лет Жак Гостон считался пропавшим без вести. Мотор его самолета нашли в 60-е по номеру и определили имя летчика. В 70-м Александрин Гостон - мать погибшего пилота - посетила могилу сына и увидела осколки его самолета в школьном музее Борисова. Он был создан 50 лет назад и это самое крупное музейное собрание Беларуси по истории полка «Нормандия-Неман». Мотор же самолета хранится в Музее истории Великой Отечественной.

Крыльями для французских летчиков стали советские истребители. Изначально боевые операции велись на самолетах Як-1 и Як-9. Позже их заменили штурмовики Як-3. Команда, состоявшая из двух человек (летчика и механика), первое время действия авиаполка Нормандия была исключительно французской. Именно в это время одним из лучших экипажей считался Лефевр - Пейрони, сражавшийся на Курской дуге. Андре был механиком у будущего Героя Советского Союза.

Пути друзей разошлись, когда Пейрони вступил в формирование генерала де Голля для освобождения родной Франции, а Лефевр продолжал воевать на территории Советского Союза. Последний бой он принял под Витебском во время операции "Багратион".

Дмитрий Аксенов, экскурсовод Музея победы на Поклонной горе, Москва: "Во время перелета в 44 году его самолет вспыхнул. Летчик смог посадить свой самолет, но, к сожалению, уже в госпитале от полученных ожогов он скончался и посмертно был награжден званием Героя и навечно зачислен в списки 18 гвардейского истребительного полка «Нормандия-Неман».

Балалайка, на которой, возможно, Пейрони играл в перерывах между боями, сегодня экспонат музея 712-й московской школы. Здесь механик легендарного полка был частым гостем. Музейными экспонатами стала и копия его удостоверения авиамеханика эскадрильи "Нормандия-Неман". 


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =