В сентябре появятся книги, которые составляли сами преподаватели - всего 9 пособий. Уже завершена работа над учебником по истории для 6 класса, который составлен практически с нуля. Интересные факты, дополнительные материалы и даже совсем иной формат ведения уроков. О новом подходе в образовании репортаж Юлии Гризунт.
Зоя Виноградова преподает историю четверть века. Говорит: за это время встречала много учебников, где один параграф - пять страниц сухого текста. Все недочеты пособий по истории она знает наизусть, именно поэтому от слов перешла к составлению собственного пособия с командой единомышленников.
Зоя Виноградова, учитель истории и обществоведения гимназии г. Логойска: "Ученик 6 класса хочет не только читать учебник, он хочет говорить о нем. Современный урок истории - это урок вопросов и поиска ответов на них. Совместных. И учитель в силу своего опыта, в силу своего профессионализма должен натолкнуть ученика на поиск ответов на те вопросы, которые ученик сам себе не задаст".
И это не классические вопросы в конце параграфа. В приоритете то, что в прямом смысле пригодится в жизни: посчитать в процентах скидку в магазине, рассчитать, сколько рулонов обоев понадобится на одну комнату. Ну а что касается истории - передать информацию так, чтобы ученику было интересно. Меньше текста, больше карт, графиков и диаграмм.
В сентябре шестиклассников ждет совершенно новый учебник по истории. Главная задача авторов - заставить школьников анализировать, размышлять. Вместо текстов с датами рассуждения на темы, почему Папы Римского боялись даже короли или что может заставить рыцаря уйти с поля боя. Кроме того, в каждом параграфе ссылки на так называемые интересные факты.
Всего в этом году появится 9 новых учебников. Совершенно новый формат по таким предметам, как литературное чтение, человек и мир, искусство, всемирная история, история Беларуси, география и информатика. Почти все новшества для шестиклассников. В следующем году новые учебники выпустят уже для учеников 7 класса.
Валентина Гинчук, замдиректора Национального института образования Беларуси: "Это будет базовый компонент, к нему со временем будут разработаны электронные приложения на печатной основе. Видится в перспективе также разработка электронных версий учебных пособий, но не в формате pdf, а в том формате, который позволит реализовать навигационную функцию учебного пособия".
А именно: условные обозначения, которые позволят ученикам найти дополнительный материал - ссылки на полезные сайты или подробные географические карты. Многие учебники уже сегодня выпускаются с дисками, где можно найти подробности базовых тем. К слову, заняться разработкой учебных программ сегодня может каждый. Институт образования Беларуси работает с учителями и родителями и готов услышать каждого, если есть по-настоящему конструктивные предложения.