Теперь, согласно документу, который накануне подписал Президент, письма не по адресу не только будут контролировать, но и взимать с постоянных необоснованных жалобщиков своего рода компенсацию. Ведь на рассмотрение проблемной ситуации выделяются деньги, которые порой организации тратят впустую, пытаясь помочь заявителю. О новых подходах репортаж Дмитрия Титова.
Теперь вопросы только по адресу. Эксперты уже называют корректировки в законе не иначе как борьбой с кипой бумаг и спамом.
Профессиональных жалобщиков и раньше знали в лицо, а теперь будут и контролировать. Не вовремя постучаться в министерскую дверь или забросить очередное письмо с жалобой на электронный ящик организации не позволят.
Игорь Голубицкий, начальник управления Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси: «Вполне закономерно в закон была включена норма о том, что в случае, когда гражданин обращается в неустановленные дни и часы, ему может быть отказано в таком личном приеме, поскольку надо понимать, что руководителям госорганов необходимо решать и другие производственные вопросы, что этому тоже необходимо уделять достаточное время».
К примеру, за первое полугодие 2015 года в Палату представителей Национального собрания поступило порядка четырех тысяч устных и письменных обращений. Основной темой вопросов были предложения об изменении законодательства. Количество сообщений по стране в разные организации подсчитать практически невозможно. Статистика постоянно меняется. Приблизительная цифра на сегодня - порядка 300 тысяч. Одна из новелл закона - уточнение работы с электронными обращениями. Кстати, их количество в последнее время увеличилось.
Наталья Филиппова, начальник управления правового регулирования конституционного строительства и правоохранительной деятельности Министерства юстиции Беларуси: «На официальных сайтах госорганов в обязательном порядке должна быть информация о способах подачи электронных обращений гражданами. Будет некий шаблон, и каждый госорган должен будет это сделать, чтобы потом размещать фотографии и, возможно, прикреплять какие-то дополнительные документы».
Организация вправе прекратить переписку с заявителем, если его обращения не относятся к ее компетенции. Необоснованная жалоба может влететь в копеечку. Ведь на ее рассмотрение выделяются деньги - выезд на место обращения, почтовые расходы, консультация эксперта. Разговор не по делу до штрафа доведет, утверждают разработчики закона, который вступит в силу через 6 месяцев.
Игорь Голубицкий, начальник управления Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси: «Законом уточняется ряд понятий: систематичность обращений (3 и более раз в течение года), характер расходов (могут взыскиваться расходы, связанные с привлечением экспертов для рассмотрения обращения с выездом на место)».
Размер штрафа будут определять в Совете Министров. Закон не распространяется на обращения, которые вытекают из отношений между работником и нанимателем.