На прошлой неделе в "Главном эфире" мы рассказали, почему обанкротился старейший туроператор мира "Томас Кук". В один момент 600 000 туристов компании прямо на отдыхе могли оказаться предоставлены сами себе. В Беларуси окончание сезона отпусков также ознаменовалось потерей в ряду туристических фирм - свою деятельность прекратила компания "Нейтири".
Она не отправила на уже оплаченный отдых десятки туристов. Туроператор не был фирмой-однодневкой. За 6 лет он заработал репутацию надежного турагента. И вот теперь приходится обращаться в милицию.
Масло в огонь подлил и руководитель фирмы, который внезапно исчез. Почему же "Нейтири" пошла на дно? Нам удалось поговорить и с пострадавшими, и с директором прогоревшей компании. Владимир Королев отправился в море финансовых штормов.
Валерия не может сдержать слезы, ведь пять лет назад девушка пришла в эту фирму стажироваться. С тех пор считала ее родной. Медовый месяц, дни рождения - многие поездки до этого ассоциировались с компанией "Нейтири".
Все истории у клиентов турфирмы практически одинаковы.
Анна, клиент турфирмы: "За три дня мы узнаем, что мы никуда не летим, потому что наш тур зарегистрирован, но не оплачен. Мы уже должны были отдохнуть, мы уже 1 числа должны были прилететь назад".
Клиенты не могут понять, как такое могло произойти с турагентом? Компания не разрабатывает свои туры, а покупает уже готовые пакеты услуг у туроператора, который и берет на себя все риски. Турагент фактически посредник в таком бизнесе. Сейчас пострадавшие обращаются в милицию, поскольку ни денег, ни отдыха они не увидели.
Наталья Ганусевич, официальный представитель ГУВД Мингорисполкома: "На сегодняшний день во Фрунзенском РУВД находится около 30 заявлений от потерпевших граждан. Сотрудники милиции по каждому заявлению проводят проверку. Действиям должностного лица данной турфирмы будет дана правовая оценка".
30 заявлений - это значит, что фирма не исполнила минимум 30 договоров, число самих пострадавших куда больше. Многие должны были лететь на отдых с семьей.
Офис компании опечатан
Сейчас офис компании опечатан, на двери объявление "По вопросам невыполнения обращайтесь в милицию". Телефоны недоступны. Руководитель турфирмы не выходит с клиентами на связь. Это порождает еще большую панику.
Владимир, клиент турфирмы: "Мы одни из первых узнали. На фирме застали одного менеджера, младшего сотрудника, который, судя по виду, тоже находился в состоянии шока. Ему поступали беспрерывно звонки. А мы приехали, чтобы закрыть процедуру, просто отправить претензию, чтобы нам выдали подтверждения брони. Хотя по факту мы уже знали, что этого не произойдет. Сидел человек в кипише и отвечал на все наши вопросы. Основное повествование было то, что он сам в шоке".
Нам удалось отыскать директора турфирмы. Мужчина регулярно появляется в милиции. Руководитель признается: компания - банкрот. Последние три года несла серьезные убытки.
Евгений Саврицкий, директор турфирмы "Нейтири": "Мы по факту не вытягивали те финансовые затраты, которые мы несли. Они не покрывались той прибылью, которую мы получали. Появились затраты, мы не могли их покрыть, и мне пришлось брать деньги с заявок туристов, чтобы гасить сложившиеся финансовые затраты. Таким образом, с 2016 года натекла большая сумма. Новые туристы перекрывали заявки старых, чтобы люди улетели. Я рассчитывал, что у нас будут продажи, что мы сможем закрыть заявки. Но получился кассовый разрыв осенью. Я понял, что занимаюсь противоправными действиями. И решил прекратить это делать, чтобы дальше туристы не попадали в такую ситуацию".
Директор уверяет, что выплатит деньги всем пострадавшим. Правда, непонятно, почему тогда руководитель избегает общения с клиентами.
Страхование от невыезда
Но как избежать таких ситуаций? Некоторые компании предлагают услугу - страхование от невыезда. Ее можно оформить в турфирме, если там есть страховой агент, или в офисе страховой компании.
Пока в Беларуси нет обязательного страхования турфирм, как это существует, например, в Евросоюзе. В Прибалтике сумма покрытия страховки от банкротства идет от 500 000 евро. Эта своего рода подушка безопасности, которая поможет компании в случае возникновения финансовых трудностей минимизировать потери ее клиентов.
В милицию продолжают поступать заявления от пострадавших. Тем временем сами клиенты турфирмы объединяются, чтобы подать коллективное заявление в суд в случае, если турфирма не начнет выплачивать им деньги за испорченный отпуск.