Они ходят в электронную школу и ведут виртуальный дневник. Учащиеся столичной гимназии № 21 переживают «цифровую трансформацию». Именно так звучит подпроект государственной программы, присоединиться к которой может любая школа. В этом случае оценки учитель будет заносить не только в бумажный журнал, но и в специальную форму на компьютере. А родителям не придется ждать собрания, чтобы точно узнать, все ли отметки стоят у ребенка в дневнике. Каким будет следующий этап проекта «Электронная школа»? И как использование гаджетов согласуется с заботой о здоровье школьников? Все детали в материале Натальи Тарасюк.
Расписание уроков, домашние задания и оценки. Мария Стрига каждый день просматривает школьные аккаунты своих детей. Просить показать обычный дневник не нужно. Вся правда онлайн и в полном доступе - на экране нетбука.
Мария Стрига, мама учащихся гимназии № 21 г. Минска:
"Это не только информация о заданиях. Всегда учитель может написать поощрение, замечание, может написать, выразить благодарность родителям. Дневник и сайт гимназии, когда он так персонифицирован, конечно, это то нововведение, которое должно было случиться и которое просто необходимо в нашем современном времени".
О том, как часто взрослые заглядывают в дневник, в гимназии узнают легко. Количество родительских посещений отображается, а в конце каждой учебной недели нужно оставлять в электронном дневнике свою цифровую подпись. Самих же учеников отсутствие возможности манипуляций с оценками или замечаниями не пугает.
Узнают в гимназии и про опоздание ученика - вход в систему только по карточкам. Более того, школьный пластик - это и пропуск в библиотеку, и платежный документ для питания в столовой.
Александр Казакевич, директор гимназии № 21 г. Минска:
"Ребенок предоставляет ее в транспорте для проезда бесплатно в городе Минске. Может воспользоваться карточкой для покупки любой продукции в магазинах, кроме сигарет и ликероводочных изделий. Плюс в библиотеке городской".
Присоединиться к цифровой трансформации (а именно так звучит подпроект госпрограммы развития цифровой экономики и информационного общества) любая школа может по запросу и в случае согласия родителей. Пока в нашей стране в той или иной степени электронными могут назвать себя лишь порядка 2% учреждений среднего образования.
Павел Лис, директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования Беларуси:
"Предполагается, что до 2020 года 80 % учреждений должны быть охвачены проектом «Электронная школа». Это не подразумевает 100% соответствие, но большая часть элементов предполагаемых требований в этих школах должны быть. Мы идем к тому, чтобы в РБ выстроить республиканскую информационно-образовательную сеть, которая позволит пользоваться ресурсами образовательными, разрабатываемыми в нашей стране всем учреждениями образования".
Объединить все воедино позволят беспроводные сети передачи данных. Проработкой следующего компонента электронной школы уже занимаются специалисты. С учетом финансовых затрат и санитарных норм. Уже сейчас, чтобы информатизация учебного процесса не отражалась негативно на здоровье учащихся, прописан целый ряд требований. Кегль, никакого переноса слов и красного фона, определенный шрифт и максимум 4 цвета в случае использования электронных версий учебников. Плюс - продолжительность таких занятий с ноутбуками.
Алла Малахова, заведующая отделением Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:
"Время у нас предусмотрено в санитарных правилах так, что может быть в начальных классах одно занятие в день, в средних - два в день с электронных заданий, в старших классах - до трех занятий. И если непрерывная работа, то в первых классах - всего 10 минут, во 2-4 - 15 минут, в 5-7 - 20 минут, 8-9 - 25 минут, в старших - 30 минут непрерывной работы".
В случае с планшетами - и того меньше. А все для того, чтобы снизить нагрузку на зрение. А вот не только оперативно выставить оценки в виртуальный журнал, но и объяснить, как ученикам правильно настроить гаджеты, в электронной школе - задача учителя! Кстати, пока дублировать отметки на бумажный носитель педагогам все же придется. Вопрос и в нормативной базе. Такой документ подлежит сдаче в архив. Но концепцию хранения журналов в цифровом виде уже прорабатывают.
Уже через пару лет все модули электронной школы будут тесно связаны между собой. Учитель пишет в электронном журнале домашнее задание, которое автоматически рассылается всем ученикам на электронные дневники. Затем ребята уже дома смогут всего лишь в один клик открыть нужный параграф либо упражнение в электронном учебнике.