Борисовский хрустальны завод - одно из старейших предприятий Минской области. Поэтому преемственность поколений здесь привычное явление. Кстати, оригинальные решения современных художников-дизайнеров вдыхают новую жизнь в традиционные предметы быта и превращают их в арт-объекты. Наш корреспондент Надежда Сербиненко - о династии художников по стеклу из Беларуси и Литвы.Сегодня на крупнейшем хрустальном производстве страны работает около шестисот человек. Стеклодувы, формовщики, резчики хорошо знают свое дело. Многие из них работают на заводе четверть века. Преемственность поколений - отличительная особенность борисовского завода. Опытный стеклодув, бригадир Леонид Шуляк, также продолжает семейные традиции. Еще его бабушка в первой половине прошлого века начинала именно здесь.Работа со стеклом действительно очень сложная. Открытое пламя, горячий металл, температура в печи почти полторы тысячи градусов по Цельсию. Основной компонент, из которого изготавливают стекло, - обычный кварцевый песок. А чтобы из него образовался прозрачный и бесцветный монолит, песок нагревают в огромной печи до тысячи четырехсот градусов. Потом горячую массу постепенно охлаждают и формируют изделие. Кстати, чтобы создать небольшую вазу, учиться надо несколько лет. Потом хрустальные изделия попадают в руки резчиков.Чтобы сделать такую резную вазу из хрусталя, узоры или огранку нужно вырезать на алмазном кругу. Такая работа требует точности и, конечно, многолетнего опыта.Хрусталь - материал более мягкий, чем обычное стекло. Поэтому алмазная грань - традиционная для него обработка. Все узоры наносятся мастерами вручную. Незначительный промах - и изделие уже непригодное для продажи.Настоящий музей прозрачных арт-объектов находится в столичной галерее. Ее владелец Леонид Черняк признается: стекло - смысл жизни и наслаждение для души. Автор большинства работ, литовец Ремигиюс Крукас, ученик белорусской школы художников по стеклу.Леонид Черняк, владелец галереи стекла и керамики: Он сам себя отчасти считает белорусским мастером. Проходил практику в Березовке на заводе Неман, потом на Борисовском хрустальным заводе. Он не может жить без стекла.Стекло служит человеку уже несколько тысячелетий, а процесс его создания все такой же привлекательный и загадочный. Сегодня искусство стекла переживает второе рождение, ведь оно может передать творческий замысел автора и выразить его чувства лучше других материалов.
Борисовский хрустальный завод - одно из старейших предприятий Минской области.
Борисовский хрустальны завод - одно из старейших предприятий Минской области. Поэтому преемственность поколений здесь привычное явление. Кстати, оригинальные решения современных художников-дизайнеров вдыхают новую жизнь в традиционные предметы быта и превращают их в арт-объекты.
Наш корреспондент Надежда Сербиненко - о династии художников по стеклу из Беларуси и Литвы.
Сегодня на крупнейшем хрустальном производстве страны работает около шестисот человек. Стеклодувы, формовщики, резчики хорошо знают свое дело. Многие из них работают на заводе четверть века. Преемственность поколений - отличительная особенность борисовского завода. Опытный стеклодув, бригадир Леонид Шуляк, также продолжает семейные традиции. Еще его бабушка в первой половине прошлого века начинала именно здесь.
Работа со стеклом действительно очень сложная. Открытое пламя, горячий металл, температура в печи почти полторы тысячи градусов по Цельсию. Основной компонент, из которого изготавливают стекло, - обычный кварцевый песок. А чтобы из него образовался прозрачный и бесцветный монолит, песок нагревают в огромной печи до тысячи четырехсот градусов. Потом горячую массу постепенно охлаждают и формируют изделие. Кстати, чтобы создать небольшую вазу, учиться надо несколько лет. Потом хрустальные изделия попадают в руки резчиков.
Чтобы сделать такую резную вазу из хрусталя, узоры или огранку нужно вырезать на алмазном кругу. Такая работа требует точности и, конечно, многолетнего опыта.
Хрусталь - материал более мягкий, чем обычное стекло. Поэтому алмазная грань - традиционная для него обработка. Все узоры наносятся мастерами вручную. Незначительный промах - и изделие уже непригодное для продажи.
Настоящий музей прозрачных арт-объектов находится в столичной галерее. Ее владелец Леонид Черняк признается: стекло - смысл жизни и наслаждение для души. Автор большинства работ, литовец Ремигиюс Крукас, ученик белорусской школы художников по стеклу.
Леонид Черняк, владелец галереи стекла и керамики: Он сам себя отчасти считает белорусским мастером. Проходил практику в Березовке на заводе Неман, потом на Борисовском хрустальным заводе. Он не может жить без стекла.
Стекло служит человеку уже несколько тысячелетий, а процесс его создания все такой же привлекательный и загадочный. Сегодня искусство стекла переживает второе рождение, ведь оно может передать творческий замысел автора и выразить его чувства лучше других материалов.