В пункте пропуска "Каменный Лог" перевозчикам приходится стоять сутками. И это притом, что наши таможенники оформляют машины буквально за 5 минут, а вот проехать дальше у водителей фур не получается. А направление - одно из самых востребованных.
Рассказывает Александр Камович.
Километры очередей и часы ожидания. Почему перевозчикам приходится стоять по несколько суток на границе с Литвой, и кому это выгодно? Расскажем в "Панораме".
До границы с Литвой 5 километров, а за моей спиной уже выстроилась череда машин. Это порядка 200 грузовиков. Как говорят местные таможенники, для пункта пропуска "Каменный Лог" это уже стало рядовым событием.
Беларусь, Россия, Украина, ЕС - на номерах перевозчиков можно увидеть практически любой флаг Европы. Оно и неудивительно: на Гродненскую региональную таможню приходится порядка 50% грузового потока. Более того, и сами водители с большим удовольствием выбирают именно "Каменный Лог".
Дмитрий Воронин, водитель российского перевозчика: "Очень нравится через Беларусь ездить. Во-первых, и переходы нормальные, и в бытовых вопросах все налажено, все есть, понимаете, без проблем. Вот как бы доезжаем - и туда все упирается, в ту сторону. Почему - тяжело сказать".
Многие водители готовы терпеть неудобства очередей - говорят, а что делать? Только вот если белорусская сторона делает все возможное, чтобы облегчить путь перевозчика, то литовцы, мягко говоря, работают спустя рукава.
Владимир Карпович, водитель белорусского перевозчика: "Здесь я вам скажу, мы ездим, у нас проблем оформления нет. Приходишь в очереди, чтобы не сидеть, идешь оформляешься и едешь. Тут я ничего не скажу. Но туда же не въедешь, там по одной машине пускают потихоньку и все. Вот и вся колейка будет, потому что баланс должен быть с литовской стороны".
По состоянию на 11 утра в очереди находились 180 грузовиков, при этом 60 уже прошли оформление на белорусской стороне и ожидали въезда в Литву. Для справки: на 1 фуру с нашей стороны требуется всего 5 минут. Как говорят в таможне, ситуация с очередями в последние годы становится не просто привычная, а взывающая обоснованное раздражение и у перевозчиков, и у субъектов хозяйствования.
Андрей Ковальчук, начальник Гродненской региональной таможни: "Для того чтобы ее предотвратить и нивелировать те негативные последствия, регулярно работаем с литовской стороной, и было заключено соглашение о предотвращении ЧП. И взяли на себя обязательство принимать определенное количество транспортных средств каждая сторона. Для «Каменного Лога» это не менее 500 транспортных средств. На сегодня мы говорим, что это обязательство выполняется крайне нерегулярно и вызывает рост очередей. При этом литовская сторона позволяет себе упрекать белорусскую сторону в неритмичной работе. Я хочу сказать, что мы, взяв на себя обязательства по литовской границе пропускать 1200 ТС в сутки, мы его не только выполняем, но и предлагаем это количество увеличить как минимум на 10%".
Вот и получается, что перевозчики вынуждены стоять в таких очередях буквально сутками. А это рабочее время людей, сорванные контракты и потери фирм. Математика несложная. Ко всему прочему, эта проблема тянет за собой и сопутствующие неприятности.
Андрей Ковальчук, начальник Гродненской региональной таможни: "Мы видим, что условия для передвижения водителей становятся крайне затруднительными. В том числе - которые следуют и по иным вопросам в направлении очереди. 400 машин, это, считай, порядка 12 км. И на протяжении этой очереди нужно обеспечить безопасность, создать условия. Ведь это живые люди".
В таможне отмечают, что готовы поднять квоты по пропуску машин, силы и средства есть. Другой момент: нужно ли это сопутствующей стороне? Вот и получается, что партнерские отношения западные соседи готовы рассматривать лишь в политических играх, а когда дело доходит до реальных действий, тут оказывается каждый по себе.