Новости
Новости общества

Ситуация в гомельской школе взорвала интернет

Ситуация в гомельской школе взорвала интернет  Сітуацыя ў гомельскай школе ўзарвала інтэрнэт
22 Сентября 2019

Лес проблем вскрылся и в еще одной сфере - образовании. И здесь как с саженцами: что заложишь в ростки (то есть детей), такими и вырастут. Ситуация в гомельской школе, которая буквально взорвала интернет на этой неделе, стала лакмусовой бумажкой. Судите сами: в прессе появляется видеоролик, снятый, внимание, четвероклассниками на мобильный телефон, в котором учительница якобы заносит парту над головой школьника, который смеется над педагогом. Под напором интернет-толпы местные власти, не разобравшись, не находят ничего лучше, чем просто уволить учителя.

И вот здесь важный момент. Стоит напомнить слова Президента о том, что в обществе - колоссальный запрос на справедливость. Не зря ведь Александр Лукашенко каждый раз, как мантру, произносит это в присутствии управленцев разных уровней. Только вот слышат ее далеко не все. А ведь в этом суть. Учительницу с 35-летним стажем на работу вернет именно Президент (потому что вникнет в проблему, разберется и восстановит ту самую справедливость). И в этом решении белорусского лидера поддержит и общество. Но ведь не Глава государства должен решать такие вопросы, а те самые управленцы на местах, которым Александр Лукашенко чаще другого напоминает именно о человеческом отношении к людям.

Сфера образования - постоянно в поле зрения Президента

Чтобы вспомнить, какие поручения Александр Лукашенко давал по этой теме, достаточно открыть информационные ленты. Учителя перегружены, трудовая подготовка школьников слабая, зарплата педагогов (об этом часто напоминает Президент правительству), качество преподавания. И та самая дисциплина. Да, хотя бы часть поручений, хочется надеяться, выполнена. Но ключевые, и это очевидно, спустили на тормозах либо ослабили контроль. И это подтверждает гомельская история, где и хамство, и отсутствие дисциплины, и неуважение к педагогу, и даже мобильники в школах.  Все эти проблемы Глава государства поднимает не просто так. Образование - одна из важнейших сфер, которая формирует наше будущее. О ситуации, из которой нужно вынести урок не только школе, - в нашем репортаже.

Рассказывает Алеся Высоцкая. Минск. Второе сентября. День знаний. Праздник. Первый звонок и море цветов. Президент приехал на открытие школы-новостройки в Уручье. На линейке говорит не только о поздравлениях. Президент обращает внимание на воспитание и образование детей. Где важна роль как учителей, так и родителей! Кто знал тогда, что одна история сможет разделить на два лагеря и тех, и других. Словно предчувствуя что-то, Глава государства отдельно останавливается на дисциплине. Именно с нее все начинается в школе! И это станет ключевой частью выступления. Соблюдение дисциплины необходимо, чтобы дети получали знания. И ответственны за это учителя и руководство школ. Все помнят, и как Александр Лукашенко зашел в один из классов и присоединился к учебному процессу. Вызвал нескольких учеников к доске, чтобы обменяться мнениями. Разговор шел на разные темы. И среди прочего те самые гаджеты. Новации, которые хочется видеть школьникам, - чтобы остановки общественного транспорта, например, были оборудованы устройствами для зарядки смартфонов. Президент ответил, что это не проблема.

Ситуация в гомельской школе взорвала интернет.jpg

А это уже Дворец Независимости. Несколькими днями ранее накануне старта профильный министр уверенно докладывает о готовности к учебному сезону. Игорь Карпенко показывает Президенту папку, весьма увесистую на вид, с отчетом о выполнении поручений. Министр показывает на альбом с докладом и говорит, что все готово, можно изучить вот здесь. Чуть позже министр рассказывает и журналистам об итогах встречи. Но слова словами так и останутся. Учебный год едва начался, и вместе с первыми звонками прогремит скандал в Гомеле. И в этой истории будет все, о чем так бойко рапортовали как о выполненном и устраненном в школе: хамство учеников, неуважение к учителю, те самые мобильные телефоны в руках четвероклассников и нецензурная брань со стороны учителя. Но в школе не придумают ничего лучше, как просто уволить учителя. Что называется, найдут крайнего, вместо того чтобы объективно разобраться в ситуации. В итоге разбираться пришлось Президенту. На поверхность всплыли проблемы не только в системе образования, но и в системе управления отраслью.

Вечером в среду страна узнает решение Главы государства: учителя на работе восстановить, управленцев разного уровня по-разному наказать. В четверг утром реакцию Президента услышит уже и прочувствует правительство, администрация и руководители регионов. Вникнув в проблему, Президент реагирует жестко. В том числе и как педагог и родитель школьника. Поручения в сфере образования не выполнены. "Не услышали на линейке!!!" - первое, что скажет Александр Лукашенко, поднимая гомельскую тему на совещании, где главной темой была заявлена экономика. Глава государства не стесняется в выражениях. Эмоционален и экспрессивен. Наболело. И, видимо, по-другому не понимают.

Несколько дней эту тему бурно обсуждает интернет

Каждая новость, связанная с гомельской историей, набирает сотни комментариев. Решение Президента - жесткое и категоричное - абсолютное большинство считает справедливым.

Ситуация в гомельской школе взорвала интернет.jpg

Строгое наказание понесли чиновники разного уровня - от Главы Администрации Президента и премьера, курирующего отрасль, до руководства местного управления образования и, собственно, директора школы. Мы тоже посмотрели глубже. Навести порядок в системе образования Президент требовал неоднократно. Буквально спустя полгода после назначения Карпенко министром задача прозвучала и для МВД. Август 2017. Педсовет. Одна из тем - дисциплина. Видимо, оставить на второй год управленцы от образования решили само поручение. Во всяком случае, пример гомельской школы это подтверждает. 

Вот он - тот самый класс. В сторонке видим стол с интересным названием - конторка. Пробовать так лихо держать в руках его, как на видео, я и пытаться не стала.

Ситуация в гомельской школе взорвала интернет.jpg

И подножка, и нецензурная брань стали пятном, которое проступило будто внезапно, на такой красивой школьной ткани. А под ней вскрылись проблемы не только одной школы. И они реально глубже, чем может показаться на первый взгляд.  Начнем с того, что услышали от родителей гомельской школы. Они попросили не называть их фамилий.

Проблемы разложим по полкам

  • Перегруз 

Детей в районе много. Это здорово, но школ мало. Из окна этого коридора видна площадка, отведенная генпланом под застройку новой школы, но стройка там и не начиналась. А говорят о ней давно. Как и о проблеме с недостатком школ. Он остро ощущается и в столице. И Александр Лукашенко год назад уже обращал на это внимание. 

  • Профессиональное выгорание и нехватка кадров

Тема вторая: при такой нагрузке профессиональное выгорание - далеко не редкость для учителя. Воспитатель продленки Светлана Ракицкая по образованию психолог. И самим учителям, говорит, психолог просто необходим. В ее группе продленного дня 36 детей вместо 25, положенных по нормам.

  • Кто защитит учителя

Тема третья - аспект моральный, где-то и воспитательный. Учитель - не просто человек старше, для детей это буквально вторые родители, которых нужно уважать так же. И вот еще одна тема для размышлений. Даже две в одной. Если ученика всегда защитят родители, если педагог поступил не по чести, то кто встанет на защиту учителя? Никакого Кодекса ученика у нас нет. Ученических правил - тоже. Да и контракты, как в некоторых странах, где все четко прописано, в Беларуси не заключатся. Все - на доверии. 

В конце того самого скандального урока мальчик, ставший героем ролика, извинился. Извинялся, говорят, и его отец уже после разворота ситуации в новое русло. С прессой он больше не общается: как и у мальчика, подставившего подножку, телефон вне зоны доступа. 

Душевной смуты своего учителя дети на уроке, конечно, не заметили. 35 лет стажа научили Людмилу Ивановну эмоции оставлять за порогом класса. Как бы ни было сложно возвращаться в школу, справедливость восторжествовала. В деле разобрались. 

Какие выводы сделаны после того, как гром грянул? За ответом мы отправились в соседние с 15-й гомельской школой учреждения образования. 27-я школа Гомеля. Второй класс. Смартфоны и планшеты собраны еще до урока. Запрет. Кстати, еще год назад здесь с родителями заключили условное соглашение. Проект можно назвать "Детство, свободное от гаджетов".

Для контроля за дисциплиной привлекли технологии

Видеонаблюдение - на всех этажах. Камеры и в отдельных учебных кабинетах. Сюда, как правило, переселяют класс, в котором возникли сложности с дисциплиной. Под зорким глазом видеокамер трудные ребята в течение недели учатся вести себя как положено. Систему хоть и критикуют некоторые, мол, "загнали всех, как в аквариум", но работает это идеально. Внедрили и в 56-й гомельской гимназии. Здесь 16 камер. Всегда видно, кто прав, кто виноват. И это только часть методов поддержания дисциплины. А 15-й школе, как и многим другим в стране, еще предстоит выстроить работу. И учитель, и школьник, да и сама школа за день стали известны на всю страну. Но не о такой популярности они мечтали. И штрих как постскриптум. Пока мы снимали эти планы у школы, за нами следили десятки мобильных из окон. Дети веселились на переменке. Приезд телевидения - повод пополнить свои соцсети. Возможно, ко всем урокам стоит добавить еще и этику поведения в Сети. Чтобы каждый школьник знал о последствиях своих публикаций.

Вся эта история, если обобщить, - о человеческом отношении к каждому и в каждой отрасли, без формализма и решений для галочки. А ведь именно из-за этого - из-за черствости - столь жесткие и громкие решения и были приняты. История эта крайне показательна: вот так, за час, не разобравшись, можно легко сломать жизнь человеку. В Беларуси не будет так. Ведь справедливость и человеческое отношение к людям у нас не на словах и не в увесистой папке. Фактически это урок всем чиновникам: нужно работать и думать о последствиях каждого своего решения.

Ситуация в гомельской школе взорвала интернет.jpg

Ну что ж, вот такой материал и такие выводы. И такая школа, которая, словно зеркало, показала системные недоработки в сфере образования, о которых и говорили немало, и Президент сколько раз раскладывал все по полкам, но ревизия поручений показала, что без серьезной встряски не обойтись. Для Главы государства ведь тема образования во многом и личная. Эту сферу он знает изнутри и по-хорошему за нее болеет. И повторимся, это еще раз подтверждает такое большое количество поручений только лишь за последние годы. Как можно было это не выполнить? Даже для нас, журналистов, это остается загадкой. Понятно, что за всем не уследить, особенно Президенту. И невозможно дойти до каждого городка, до каждой деревни. И тем более до каждой школы. Но теперь понятно, эта отрасль - на особом контроле. И мы, журналисты, будем еще более пристально следить за тем, как в школах наводится порядок, как выполняются поручения (в том числе и о мобильных телефонах). В конце концов, это наше общее дело. Так что ждите новых репортажей. Хорошо, если приятных поводов будет больше. Но показывать будем все как есть, объективно!

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзен", чтобы быть в курсе последних событий в Беларуси и мире

Загрузка...

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =