Все включены… Система инклюзивного образования расширяется в столице. Первые шаги к социальной адаптации детей с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, аутизмом сделали еще 4 года назад. Тогда открыли 6 интегрированных классов. Сегодня в общеобразовательных школах столицы создается безбарьерная среда. Это пандусы при входах для маломобильных, отсутствие порогов, лифт, адаптивная физкультура. С детьми занимаются педагоги-дефектологи, репетиторы. Именно они превращают особенного воспитанника в обычного ученика, организуя для него максимально удобное и безопасное пространство. О том, как лечат обучением и как у таких детей начинается дошкольное образование, репортаж Юлии Токарь.
Настроение у Егора хорошее, он всегда улыбчив, вот только самостоятельно не может ходить. Заболевание опорно-двигательного аппарата обнаружили, когда мальчику было два.
Это первое и пока единственное в столице дошкольное учреждение для детей с ограниченными физическими возможностями. В игровых группах — модульная мебель, массажный кабинет. Физкультура проходит на специальных тренажерах, а в комнате релакса через "пузырьковые колонны" и "сухой дождь" развивают сенсорику.
А этот сенд-плэй своего рода арт-терапия песком. Ребята развивают не только моторику рук, но и знакомятся с цветовой палитрой - планшет меняет цвета от зеленого до фиолетового.
Укрепиться физически и не падать духом 11-летнему Паше помогает Татьяна Шавлюк. У него также нарушения опорно-двигательного аппарата. Поэтому уроки физкультуры индивидуальные. С учителем занимаются гимнастикой, ходят с «канатной страховкой» и даже играют в футбол.
Павел учится в обычной общеобразовательной школе Минска. Для таких, как он, маломобильных учеников, здесь создано комфортное безопасное пространство — пандусы при входе, лифты, отсутствуют пороги, а в классах - специальные парты. Ребят, как правило, сопровождают тьюторы — личные наставники помогают и на уроках. Но с Пашей рядом всегда брат-близнец.
Ограниченные физически, но безгранично талантливые и способные ребята, с удовольствием окунаются в творчество. К примеру, художественный талант помогают раскрыть во время арт-терапии.
Эскизы к этому спектаклю рисовал Максим Лагун. Кстати, он же — исполнитель главной роли. На сцене не профессиональные артисты, а особенные дети. Свой актерский путь Максим начинал с немых ролей — молчаливого зайчика. Сегодня же на большой сцене он декламирует стихи.
Детский сад, школа, кружки по интересам… Инклюзивное образование сегодня открывает большие возможности для всех ребят без исключения. И если одним оно помогает адаптироваться в обществе, других учит быть чутким и внимательным к тем, кто рядом.