Модернизация и неправильно выбранные финансовые инструменты, которые превратили сильное предприятие - экспортера из Гродно в экономического заложника банковских кредитов. Как из более чем 600 работников мебельной компании у станков остались только 160, а смены сократились до одной? Как маркетологи ищут новые рынки на Востоке и что предлагает исполнительная власть? О новых бизнес-планах и стратегии, когда учитывается не только прибыль, но и сохранение рабочих мест, – в репортаже Дмитрия Смирнова.
160 работников вместо 600, миллионные долги перед банком и задержки в выплате зарплат – таково состояние дел сегодня на Белдреве. Хотя еще несколько лет назад это гродненское предприятие успешно продавало мебель в собственных магазинах по всей Беларуси, расширяло экспортные рынки и вложилось в серьезную модернизацию производства. Последнее решение и подвело к финансовой пропасти.
На 2016 год, по словам директора, долг перед банком за купленное оборудование составлял три миллиона долларов. Если бы Белдрев смог сохранить объемы продаж с корреляцией на изначальную цену покупки валюты, которой рассчитывал расплачиваться по кредиту, такой бы ситуации не случилось. Проблема в том, что у истории нет сослагательного наклонения.
За прошедшее время отсюда уволились десятки человек, выплаты заработной платы работники добивались даже через суд. Но и оставлять предприятие на произвол судьбы тоже нельзя. Об этом говорил и глава крупнейшего медиахолдинга страны. Общаясь с коллективом Белдрева, Геннадий Давыдько отметил, что выход из ситуации зависит от работы всего коллектива предприятия. Кроме того, зачастую нужна и поддержка местной власти.
Геннадий Давыдько, Председатель Белтелерадиокомпании: «Каждая трудная ситуация каждого предприятия отличается чем-то, не бывает одинаковых предприятий, точно так же, как бывают разные пути выхода из ситуаций для каждого предприятия в отдельности, но существует некая общая система, существуют некие механизмы, преференции, которые можно временно создавать, рычаги административного воздействия».
О ситуации на предприятии в администрации района знают. И не только из документов. Вместе с частником работают над планом выхода из кризиса.
На мебельном предприятии с большой надеждой смотрят на эту магистраль. Менеджеры компании рассчитывают, что переговоры, проведенные в том числе и с зарубежными покупателями, позволят расширить рынки на Восток.
Укрепление экономического фундамента компании медленное, но с четким рыночным вектором. Белорусские магазины, две российские области и, наконец, партнеры из Казахстана. В то же время Белдрев пытается вывести из залога и свои бывшие цеха.
С иными сложностями, но напряжение на мебельном рынке ощущают не только в регионах. У столичного Минскдрева высокий экспортный показатель - 70% продукции забирает Россия и Польша, но вот уже долгое время в собственности две пустующие площадки без производств. Сдача в аренду прибыли почти не приносит, но вот земельный налог лишает компанию 800 000 рублей ежегодно. Директор говорит, что с аукциона эти площади продавать бессмысленно. Из-за торгово-административного назначения они никому не нужны. Изменить статус территорий могут только городские власти.
Учитывая, что низкие издержки белорусских предприятий могли бы стать важным фактором, обеспечивающим хорошие перспективы развития деревообработки и увеличение доли Беларуси на глобальном рынке, подобные примеры ставят вопросы перед всей отраслью. О том, что страна с таким лесным ресурсом обладает большим потенциалом, говорят много, но забывают, что успех, кроме богатства лесных ресурсов и их доступности, зависит и от тех, кто принимает конкретные решения.