В Беларуси сделаны первые шаги к социальной адаптации детей с аутизмом.
В этом году ребята на равных получили возможность учиться в 6 интегрированных классах в Минске. О том, как лечат обучением и чего все же не хватает инклюзивному образованию в Беларуси - Анастасия Богомолова.
Семья Редьковых на первый взгляд ничем не отличается от других. После школы вместе с младшим сыном Макарием (к слову, старшему уже 20) они устраивают получасовую прогулку на свежем воздухе. Казалось бы, все как у всех. Вот только Макар, которому совсем скоро исполнится 8, мальчик не обычный - с особенностями развития.
Надежда Редькова, мама:
Был озвучен диагноз в 5 лет - аутизм. Как я говорила, он прогремел, как гром среди ясного неба. Это стресс, бессонные ночи. Слезы. Принятие этого диагноза шло постепенно, но мы готовы. Мы теперь понимаем, что это не так страшно. Мы готовы работать с нашим ребенком.
Для Надежды еще год назад обучение сына в средней школе наравне с другими детьми было мечтой. Она сбылась. Макар пошел в первый класс для детей с аутизмом.
Интегрированный класс. У каждого ученика своя отдельная зона. Но что самое интересное, есть свои особенности и в работе учителя. Они раздают задания ученикам в специальных контейнерах, чтобы они понимали, какой объем работы и сколько их всего.
К слову, в этом году в Минске открылись сразу 6 первых классов интегрированного обучения. Правда, пока эти дети проходят адаптацию - занимаются отдельно. Постепенно их переведут в общий класс. Но не одних, а с тьюторами.
Вопросов на этом экспериментальном пути пока много. Нехватка узких специалистов, разработанных учебных программ. Но самое главное на данном этапе - инициативная родительская группа, без которой развития проекта не будет.
Татьяна Яковлева, руководитель Международной благотворительной общественной организации Дети. Аутизм. Родители:
У родителей много желания и достаточно энергии для того, чтобы провести идею инклюзивного образования до конца, не только в начальной школе. Возможно, даже в этом году появится такой класс для взрослых детей. И сегодня мы активно общаемся с Гомелем, Бобруйском, Гродно... Мы очень надеемся, что в ближайшем будущем, может быть, даже в следующем году, откроются такие классы и в наших регионах.
Таким образом, сегодня родителям пришла пора избавляться от комплексов - привычки молчать о своих проблемах. Ведь мировой опыт уже доказал: чтобы найти ответы на сложные вопросы, их нужно задавать. Чем чаще, тем эффективнее.
Первые шаги к социальной адаптации детей с аутизмом сделаны. Комплексное обучение обеспечивают дефектолог и тьюторы. В перспективе должны появиться и супервизоры - специалисты, которые действительно знают, как работать с такими детьми.