Образование будущего, рост зарплат и разработка новых правил поступления в вузы. Встреча Президента с преподавательским активом

Образование будущего, материальная база для студентов, рост зарплат педагогов и разработка новых правил поступления в вузы. Вот таким на злобу дня получился сегодня большой разговор Президента с преподавательским активом страны. Диалог  масштабный во всех смыслах - пригласили тысячу человек! Образование - тема, которая по сути затрагивает каждую белорусскую семью. Поэтому разговор о совершенствовании процесса обучения в вузах и школах постоянно идет на высшем уровне. В фокусе внимания и все проблемные вопросы. Сегодня важно все - не только качество и доступность образования, но и воспитание подрастающего поколения. Пандемия показала необходимость работать и над дистанционным обучением. Но очевидно,  что электронный формат не заменит живого общения и личного контакта с учителем. Об этом и о важности говорить с детьми на одном языке  с педагогической элитой пообщалась Наталья Бреус. Кажется, только-только прошел республиканский выпускной. Здесь ребят провожали во взрослую жизнь. Но полностью поддаваться каникулярному настроению педагогам еще рано. Пожалуй, не случайно после общения с молодежью Президент собирает педагогический актив. Все просто, никакой конспирологии - образование и воспитание подрастающего поколения  было и есть вопрос номер один. Учителя, доценты, профессура - 1 000 педагогов со всей страны. Те, кто каждый день вкладывает знания,  а часто и душу  в наших детей. Как не воспользоваться возможностью пообщаться в кулуарах на злобу дня.  Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима  Танка: "Мы должны готовить нового учителя. Учителя, который мог бы работать с так называемыми цифровыми детьми, который бы понимал их, мог так же, как они, пользоваться гаджетами, смартфонами и так далее и, безусловно, говорить с ними на одном языке. Это непросто, но ситуация, связанная с тем, что мы в последний месяц работали в режиме онлайн часто с детьми, со студентами, мы видим, что это требует новых компетенций от педагогов. И мы в университете их к этому готовим". Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования: "Приподняли имидж системы профобразования, показали лицом ту современную образовательную среду для молодежи, и при падении общего количества выпускников общей средней школы наблюдается прирост поступающих в средние специальные учебные заведения, то есть молодежь увидела сегодня, что траектория эффективная. Осваивая профессию, ты можешь быть успешным не только айтишником, но и станочником-наладчиком, электромехаником, автомехаником -  все двери открыты". Андрей Король, ректор БГУ: "На примере Белорусского государственного университета мы достигли уровня, когда каждый третий студент у нас состоит в банке одаренной молодежи, каждая пятая кандидатская, каждая шестая докторская защищается в БГУ. Сегодня уже каждый седьмой студент - это студент-иностранец, из них каждый второй - китайский студент. Это говорит о чем? О том, что и наш белорусский, и иностранный студент видит возможности для себя проявить себя здесь. Вот вам лучший пример  того, как вообще отвечать на вызовы: это создать среду, которая не позволит растечься, не позволит быть подверженным каким-то другим спекулятивным, манипулятивным техникам".  Конкурировать сегодня приходится не просто по образовательным методикам, программам. Конкуренция глобальная - идет нешуточная борьба за умы молодых ребят. Все мы это чувствуем. Хотя открывая встречу, профильный министр скажет и про доступность образования каждому, и про новации в учебе, как приходится менять подходы с учетом нынешних реалий. Но сделает главную ремарку. Игорь Карпенко, Министр образования Беларуси: "В учебный процесс внедряются современные образовательные технологии, в том  числе информационно-коммуникационные. Но все же они не заменят традиционные занятия в вузе или уроки в школе. Компьютер не умеет воспитывать".   Образование - стратегическая отрасль страны  Александра Лукашенко не упрекнешь в редких встречах с педагогами - держит руку на пульсе образовательного процесса. И как Президент, и как отец вникает в проблемы. И не важно - речь идет о новых учебниках, загрузке школьников, ЦТ или экспорте образовательных услуг. Жизнь меняется - меняются и подходы в обучении. Неизменным остается отношение к педагогам - на основе уважения и доверия.  Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "В последнее время, особенно в интернете, появилось много так называемых формирующих мнение личностей. Кто хайпует, кто постит в интернете. А вас я считаю действительно  людьми,  формирующими мнение. Кто, если не преподаватель вуза, депутат, кто, если не вы, сегодня формирует мнение нашего народа? Поэтому я очень хотел бы, чтобы именно вы его формировали, а не те а) заблудшие, б) те, которых только родственники еще помнят. А они пытаются выставить себя  фигурами экстра-класса, элитой нашего государства. Вы не просто обучаете квалифицированных специалистов, как бы пафосно это не звучало, прежде всего вы воспитываете граждан нашей  страны. Формируете интеллектуальную элиту общества. Не бывает и быть не может этой элиты без вас. Да и сами вы практически все составляете эту  элиту. Во многом благодаря вам студенты не только осваивают  профессиональные навыки, но и развиваются как личности.  Мы все были когда-то студентами и хорошо помним, как повлияли на наше мировоззрение наши учителя и вузовские преподаватели, те, которые восхищали своей мудростью, были настоящими лидерами мнений. Я хочу сказать, что у нас, у поколения советской эпохи, были замечательные педагоги. У меня точно. Не было у нас ни ресурсов, ни навыков самостоятельного политического управления страной, но было искреннее желание создать первое в истории белорусского народа независимое государство. Правда, это желание у нас возникло чуть потом, а сначала надо было вылезти из той пропасти, где мы оказались". Система образования: не ломать, а строить! Конечно, выстраивать современное национальное образование пришлось не на пустом месте - от большой советской страны досталась вполне рабочая система. Это с одной стороны, с другой - износившаяся инфраструктура, слабая материальная база. Было не просто и учить, и учиться! Но и тогда, и сейчас Президент повторяет:  "Ломать - не строить!". Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Нам, молодой Беларуси, со всех сторон начали подкидывать различные идеи радикального реформирования системы образования. Те, кто постарше, помнят, как было. Уверен, если бы пошли на это, сегодня бы плелись в числе отстающих, потеряли бы и школу, и традиции, и людей. Если разобраться, мы ведь вовремя обнаружили все подводные течения, скрытые под маской искренней помощи. Вопрос в одном: кому здесь, в Европе, нужно существование потенциального конкурента, самостоятельного, интеллектуального и развитого? Когда я работал в Верховном Совете, это все видел. Они прежде всего вторглись в систему образования, не  экономики и даже не политики, а в систему образования. И вы помните, что тогда происходило. Став Президентом, мне, спасая страну, пришлось заниматься и системой образования.  И тогда, совсем еще молодым  человеком, я уловил ту нить, которую надо было поддержать - даже не настроение в обществе. Тогда я заявил о том, что нам не надо ничего ломать и выдумывать, потому что сломал, а потом надо что-то придумать, на этом месте построить. Нам надо совершенствовать ту систему образования, которая у нас есть, была и будет. И нам с величайшим трудом  удалось в большей степени вернуться к той системе, которая была, усовершенствовав ее, и, конечно, не отказаться от новых ростков, которые были в то время в системе нового образования".   В Беларуси продолжат внедрять модель "Университет 3.0" По уровню образования Беларусь в тридцатке  наиболее развитых стран мира. Это далось не быстро и не просто. Но сегодня учим своих ребят, за белорусским дипломом все чаще едут и иностранцы. Ставку делают на практико-ориентированное обучение. Помогают с первым рабочим местом и трудоустройством. В первую очередь сосредоточены на том, чтобы качество подготовки было на уровне. В ближайшее время и бытовые условия подтянут.  Президент лично курирует обеспеченность учащихся жильем. Чего стоит свежеотстроенная студенческая деревня - такие апартаменты и язык не повернется назвать общагой. "У каждого студента будет место в общежитии" Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "На сегодняшний день мы обеспечиваем почти 90 % - 89,5 % (если точно)  нуждающихся студентов местом в общежитии. А в отдельных областях приближаемся к 100 %.  Студенческий кампус Полесского университета, например, 100 %. Мы очень много в Минске сделали, в Гродно - это были мои решения. И в этом направлении  мы будем двигаться. В будущей пятилетке с общежитиями студентов мы разберемся. Каждый студент будет иметь свое место в общежитии". Немало копий сломано вокруг того, как сделать процесс учебы лучше и современнее. А вообще чего только не предлагали - вплоть до того, чтобы сделать образование платным. Тем самым лишив многих возможности в принципе его получить.  Президент на такое не пошел. "Путь, который выбрали многие страны, разделив общество на элиту и рабочий класс, на тех, кому доступна и недоступна привилегия учиться в университетах, нам не подходит" Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Удивляет, что отдельные лица от политики, которых в свое время государство выучило бесплатно, ратуют только за платную форму обучения. Это значит, что дети из рабочих семей, пусть даже талантливые и умные, просто не смогут себе позволить такую роскошь, как высшее образование. Смею заметить, что 90 % в этом зале - именно такие в свое время дети, которые получили это образование таким образом. И если сегодня вернуться в то прошлое,  мы бы не стали тем, кто мы есть. Вы бы не стали докторами наук, профессорами, а про президентство и говорить мне нечего.  Путь, который выбрали многие страны, разделив общество на элиту и рабочий класс, на тех, кому доступна и недоступна привилегия учиться в университетах, нам не подходит".  Чтобы ни предлагали - во главу угла Президент всегда ставит принцип справедливости. И когда дело касается доступности обучения, и когда речь о правилах поступления. Ведь за галочками в тестах важно видеть человека.  "При отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только (и не столько, может быть) результат тестирования" Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Вы знаете мою позицию. У нас каждый, пусть даже из самой глубинки, может стать студентом, если имеет знания и желание учиться. Этому принципу должна соответствовать система вступительных экзаменов. При отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только (и не столько, может быть) результат тестирования. Министру образования дано поручение проработать этот вопрос. Я как преподаватель хорошо знаю, что такое разговаривать с глазу на глаз, видеть человека, как Игорь Васильевич сказал, глаза в глаза. И при старой системе далеко не был от нее, и при новой поддерживал в какой-то степени ее. Но должен сказать, что системой тестирования в лучшие вузы страны мы отсекаем трудолюбивую, способную молодежь, родители которых, будем прямо говорить, не входят  в элиту нашей страны.  Нет у них бизнесменов-родителей, больших денег,  нет у них начальников больших (хотя трудновато сегодня даже детей начальников с этой системой трудоустроить, но тем не менее). Сама система не дает возможности поступить в  вузы ребятам, скажем, из сельских школ, где преподавание еще немножко  ниже, чем в крупных городах и Минске, где нет такого распространенного репетиторства, что можно дополнительно получить знания и по прошлым тестам протестироваться как-то накануне этого тестирования. Есть такая проблема.  И вообще, министр был прав: с глазу на глаз надо видеть человека. И не надо думать, что все преподаватели коррупционеры и прочие. Все-таки это патриоты,  как мы вначале сказали. Ну так если они патриоты, они должны, они умеют рассмотреть в абитуриенте будущего настоящего гражданина. За тестированием, при всех положительных качествах его, мы этого не видим. Поэтому, взяв лучшее из прошлой системы поступления в вузы, тестирование, которое мы уже прошли (шишки набили), взяв все лучшее, поставлена задача перед Министерством образования (это и задача вам) к следующей вступительной кампании создать новые правила поступления в вузы". Груз ответственности на педагогах серьезный. Верность профессии и призванию - это хорошо, но волнует и материальная сторона дела. Престиж профессии надо повышать, повышать государство будет и зарплату.   Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Безусловно, все достижения отечественного образования - это и ваша заслуга. Мы помним, ценим это и стремимся всячески поддерживать вас, в том числе материально. Начато поэтапное повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава. В течение будущей пятилетки мы обязательно доведем заработную плату у вас до 150 % от средней по стране. Каким будет образование будущего? Понятно, что оно должно идти в ногу со временем. Например, пандемия позволила увидеть недоработки, а порой формальный подход по дистанционному обучению. Это да, но Президент просит и не сводить все исключительно к информационным технологиям. Живого общения они, конечно, не заменят. Да и вообще - одним IT сыт не будешь.  Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Я, вы знаете, приверженец простой идеи: ну не сможем мы ни сейчас, ни, мне кажется, в обозримом будущем, ни один айтишник, даже самый продвинутый, накормить, обуть и одеть человека. Да, современные технологии способны вывести на новый уровень развития и сельское хозяйство, и производство в промышленности. Поэтому я всегда говорю, что обучение IT-специальностям само по себе прогрессивно, но оно должно быть на стыке реальных отраслей. Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT - это естественная компетенция". А. Лукашенко: Не будем заниматься своими детьми, ими займутся чужие учителя этой жизни С гаджетами или без них - проблема "отцов и детей" вечная. Разные поколения по-разному смотрят на жизнь. Но в том и кроется профессиональный секрет педагога - в умении найти ключик к каждому ребенку, помочь справится с трудностями взросления, не потеряться в информационном потоке, помочь найти себя и развить способности.  "Покажите хоть одну страну в мире, сильную и самодостаточную, которая не придает государственной идеологии большого значения" Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Вы знаете, что происходит с молодежью, которая остается один на один с информационным пространством? Я прямо говорю: там ею уже занимаются другие воспитатели, зарубежные идеологи, а иногда и преступники. И то, что сегодня происходит с некоторыми нашими детьми - это вопрос не только к родителям, но и ко всем нам, ко всей системе нашего образования. Вы опытные преподаватели, государственники, не хуже меня знаете, как важно учить студентов мыслить, делать самостоятельные выводы, выходить за рамки программы, самообразовываться. Но не теряя связи с государственной идеологией. И не надо бояться этого слова - покажите мне хоть одну страну в мире, сильную и самодостаточную, которая не придает этой теме большого значения. Хотите Америку - пожалуйста. Америка прежде всего. Чей это лозунг? Нации! Не только Дональда, но и всей нации. Просто они не называют это идеологией, но  идеологическая работа там пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Еще раз скажу: не будем заниматься своими детьми мы, ими займутся чужие учителя этой жизни. И тогда в истории независимой Беларуси, которую должны продолжить наши дети, можем поставить точку. Даже жирную".  То есть Президент говорил о том, о чем сегодня болит голова и у преподавателей, и у родителей. Как научить детей, как занять, как оградить от излишнего негатива, как дать лучшую базу. Не просто корочки, а то образование, которое станет надежным фундаментом в жизни. Наталья Гринь, замдиректора СШ № 3 г. Борисова: "Нужно убирать детей от гаджетов, в разумных пределах, конечно же, и больше с ними общаться. Чтобы наши учащиеся умели и могли разговаривать, могли поддержать любой вопрос, любую тему, не глядя в интернет, не глядя в телефон, а глядя на собеседника, глядя на нас. И чтобы мы с ними были на одной волне". Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы: "Нужно сегодня, чтобы специалист умел не только пользоваться своей профессиональной лексикой, а умел слышать других, кто работает с ним в команде. Ровно так, как в любой организации, на любом предприятии". Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки: "Доступ к любым источникам информации сегодня бесконечен, и, конечно, в этом пространстве очень важно с нынешними ребятами общаться, общаться умно, общаться содержательно. И если мы сегодня говорим о значимости, о роли педагога в жизни человека, то она на века остается незыблемой".  Игорь Карпенко, Министр образования Беларуси: "Педагог всегда во все времена должен был быть соучастен проблемам своих воспитанников. Тот, кто сегодня нас подталкивает к тому, что учитель должен  давать исключительно знания либо читать исключительно свой предмет, он глубоко заблуждается. Невозможно читать предмет ребенку, если у него что-то не в порядке в семье. Как можно ему преподавать теорему или заставлять его цитировать того или иного автора? То есть педагог всегда занимался проблемами воспитания. И это гораздо важнее, нежели чем усвоение сугубо той информации, которая нас окружает". О детях, об образовании, о Беларуси. Это был открытый разговор на злобу дня. Совершенствование учебного процесса останавливаться не будет. Но чему научатся наши дети и какую путевку получат во взрослую жизнь, зависит от тандема государства, родителей и педагогов. Педагогов талантливых, неравнодушных, которые болеют за дело и за страну.
29.06.2020 21:10
Образование будущего, материальная база для студентов, рост зарплат педагогов и разработка новых правил поступления в вузы. Вот таким на злобу дня получился сегодня большой разговор Президента с преподавательским активом страны. Диалог  масштабный во всех смыслах - пригласили тысячу человек! Образование - тема, которая по сути затрагивает каждую белорусскую семью. Поэтому разговор о совершенствовании процесса обучения в вузах и школах постоянно идет на высшем уровне. В фокусе внимания и все проблемные вопросы. Сегодня важно все - не только качество и доступность образования, но и воспитание подрастающего поколения. Пандемия показала необходимость работать и над дистанционным обучением. Но очевидно,  что электронный формат не заменит живого общения и личного контакта с учителем. Об этом и о важности говорить с детьми на одном языке  с педагогической элитой пообщалась Наталья Бреус.

Кажется, только-только прошел республиканский выпускной. Здесь ребят провожали во взрослую жизнь. Но полностью поддаваться каникулярному настроению педагогам еще рано. Пожалуй, не случайно после общения с молодежью Президент собирает педагогический актив. Все просто, никакой конспирологии - образование и воспитание подрастающего поколения  было и есть вопрос номер один.

Учителя, доценты, профессура - 1 000 педагогов со всей страны. Те, кто каждый день вкладывает знания,  а часто и душу  в наших детей. Как не воспользоваться возможностью пообщаться в кулуарах на злобу дня. 

Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима  Танка: "Мы должны готовить нового учителя. Учителя, который мог бы работать с так называемыми цифровыми детьми, который бы понимал их, мог так же, как они, пользоваться гаджетами, смартфонами и так далее и, безусловно, говорить с ними на одном языке. Это непросто, но ситуация, связанная с тем, что мы в последний месяц работали в режиме онлайн часто с детьми, со студентами, мы видим, что это требует новых компетенций от педагогов. И мы в университете их к этому готовим".

Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования: "Приподняли имидж системы профобразования, показали лицом ту современную образовательную среду для молодежи, и при падении общего количества выпускников общей средней школы наблюдается прирост поступающих в средние специальные учебные заведения, то есть молодежь увидела сегодня, что траектория эффективная. Осваивая профессию, ты можешь быть успешным не только айтишником, но и станочником-наладчиком, электромехаником, автомехаником -  все двери открыты".

Андрей Король, ректор БГУ: "На примере Белорусского государственного университета мы достигли уровня, когда каждый третий студент у нас состоит в банке одаренной молодежи, каждая пятая кандидатская, каждая шестая докторская защищается в БГУ. Сегодня уже каждый седьмой студент - это студент-иностранец, из них каждый второй - китайский студент. Это говорит о чем? О том, что и наш белорусский, и иностранный студент видит возможности для себя проявить себя здесь. Вот вам лучший пример  того, как вообще отвечать на вызовы: это создать среду, которая не позволит растечься, не позволит быть подверженным каким-то другим спекулятивным, манипулятивным техникам". 

Встреча Президента с преподавательским активом

Конкурировать сегодня приходится не просто по образовательным методикам, программам. Конкуренция глобальная - идет нешуточная борьба за умы молодых ребят. Все мы это чувствуем. Хотя открывая встречу, профильный министр скажет и про доступность образования каждому, и про новации в учебе, как приходится менять подходы с учетом нынешних реалий. Но сделает главную ремарку.

Игорь Карпенко, Министр образования Беларуси: "В учебный процесс внедряются современные образовательные технологии, в том  числе информационно-коммуникационные. Но все же они не заменят традиционные занятия в вузе или уроки в школе. Компьютер не умеет воспитывать".  

Образование - стратегическая отрасль страны 

Александра Лукашенко не упрекнешь в редких встречах с педагогами - держит руку на пульсе образовательного процесса. И как Президент, и как отец вникает в проблемы. И не важно - речь идет о новых учебниках, загрузке школьников, ЦТ или экспорте образовательных услуг. Жизнь меняется - меняются и подходы в обучении. Неизменным остается отношение к педагогам - на основе уважения и доверия. 

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "В последнее время, особенно в интернете, появилось много так называемых формирующих мнение личностей. Кто хайпует, кто постит в интернете. А вас я считаю действительно  людьми,  формирующими мнение. Кто, если не преподаватель вуза, депутат, кто, если не вы, сегодня формирует мнение нашего народа? Поэтому я очень хотел бы, чтобы именно вы его формировали, а не те а) заблудшие, б) те, которых только родственники еще помнят. А они пытаются выставить себя  фигурами экстра-класса, элитой нашего государства. Вы не просто обучаете квалифицированных специалистов, как бы пафосно это не звучало, прежде всего вы воспитываете граждан нашей  страны. Формируете интеллектуальную элиту общества. Не бывает и быть не может этой элиты без вас. Да и сами вы практически все составляете эту  элиту. Во многом благодаря вам студенты не только осваивают  профессиональные навыки, но и развиваются как личности. 

Мы все были когда-то студентами и хорошо помним, как повлияли на наше мировоззрение наши учителя и вузовские преподаватели, те, которые восхищали своей мудростью, были настоящими лидерами мнений. Я хочу сказать, что у нас, у поколения советской эпохи, были замечательные педагоги. У меня точно. Не было у нас ни ресурсов, ни навыков самостоятельного политического управления страной, но было искреннее желание создать первое в истории белорусского народа независимое государство. Правда, это желание у нас возникло чуть потом, а сначала надо было вылезти из той пропасти, где мы оказались".

Система образования: не ломать, а строить!

Конечно, выстраивать современное национальное образование пришлось не на пустом месте - от большой советской страны досталась вполне рабочая система. Это с одной стороны, с другой - износившаяся инфраструктура, слабая материальная база. Было не просто и учить, и учиться! Но и тогда, и сейчас Президент повторяет:  "Ломать - не строить!".

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Нам, молодой Беларуси, со всех сторон начали подкидывать различные идеи радикального реформирования системы образования. Те, кто постарше, помнят, как было. Уверен, если бы пошли на это, сегодня бы плелись в числе отстающих, потеряли бы и школу, и традиции, и людей. Если разобраться, мы ведь вовремя обнаружили все подводные течения, скрытые под маской искренней помощи. Вопрос в одном: кому здесь, в Европе, нужно существование потенциального конкурента, самостоятельного, интеллектуального и развитого? Когда я работал в Верховном Совете, это все видел. Они прежде всего вторглись в систему образования, не  экономики и даже не политики, а в систему образования. И вы помните, что тогда происходило.

Став Президентом, мне, спасая страну, пришлось заниматься и системой образования.  И тогда, совсем еще молодым  человеком, я уловил ту нить, которую надо было поддержать - даже не настроение в обществе. Тогда я заявил о том, что нам не надо ничего ломать и выдумывать, потому что сломал, а потом надо что-то придумать, на этом месте построить. Нам надо совершенствовать ту систему образования, которая у нас есть, была и будет. И нам с величайшим трудом  удалось в большей степени вернуться к той системе, которая была, усовершенствовав ее, и, конечно, не отказаться от новых ростков, которые были в то время в системе нового образования".
 

В Беларуси продолжат внедрять модель "Университет 3.0"

По уровню образования Беларусь в тридцатке  наиболее развитых стран мира. Это далось не быстро и не просто. Но сегодня учим своих ребят, за белорусским дипломом все чаще едут и иностранцы. Ставку делают на практико-ориентированное обучение. Помогают с первым рабочим местом и трудоустройством. В первую очередь сосредоточены на том, чтобы качество подготовки было на уровне. В ближайшее время и бытовые условия подтянут.  Президент лично курирует обеспеченность учащихся жильем. Чего стоит свежеотстроенная студенческая деревня - такие апартаменты и язык не повернется назвать общагой.

"У каждого студента будет место в общежитии"


Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "На сегодняшний день мы обеспечиваем почти 90 % - 89,5 % (если точно)  нуждающихся студентов местом в общежитии. А в отдельных областях приближаемся к 100 %.  Студенческий кампус Полесского университета, например, 100 %. Мы очень много в Минске сделали, в Гродно - это были мои решения. И в этом направлении  мы будем двигаться. В будущей пятилетке с общежитиями студентов мы разберемся. Каждый студент будет иметь свое место в общежитии".

Немало копий сломано вокруг того, как сделать процесс учебы лучше и современнее. А вообще чего только не предлагали - вплоть до того, чтобы сделать образование платным. Тем самым лишив многих возможности в принципе его получить.  Президент на такое не пошел.

"Путь, который выбрали многие страны, разделив общество на элиту и рабочий класс, на тех, кому доступна и недоступна привилегия учиться в университетах, нам не подходит"


Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Удивляет, что отдельные лица от политики, которых в свое время государство выучило бесплатно, ратуют только за платную форму обучения. Это значит, что дети из рабочих семей, пусть даже талантливые и умные, просто не смогут себе позволить такую роскошь, как высшее образование. Смею заметить, что 90 % в этом зале - именно такие в свое время дети, которые получили это образование таким образом. И если сегодня вернуться в то прошлое,  мы бы не стали тем, кто мы есть. Вы бы не стали докторами наук, профессорами, а про президентство и говорить мне нечего.  Путь, который выбрали многие страны, разделив общество на элиту и рабочий класс, на тех, кому доступна и недоступна привилегия учиться в университетах, нам не подходит". 

Чтобы ни предлагали - во главу угла Президент всегда ставит принцип справедливости. И когда дело касается доступности обучения, и когда речь о правилах поступления. Ведь за галочками в тестах важно видеть человека. 

Встреча Президента с преподавательским активом

"При отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только (и не столько, может быть) результат тестирования"


Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Вы знаете мою позицию. У нас каждый, пусть даже из самой глубинки, может стать студентом, если имеет знания и желание учиться. Этому принципу должна соответствовать система вступительных экзаменов. При отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только (и не столько, может быть) результат тестирования. Министру образования дано поручение проработать этот вопрос. Я как преподаватель хорошо знаю, что такое разговаривать с глазу на глаз, видеть человека, как Игорь Васильевич сказал, глаза в глаза. И при старой системе далеко не был от нее, и при новой поддерживал в какой-то степени ее. Но должен сказать, что системой тестирования в лучшие вузы страны мы отсекаем трудолюбивую, способную молодежь, родители которых, будем прямо говорить, не входят  в элиту нашей страны.  Нет у них бизнесменов-родителей, больших денег,  нет у них начальников больших (хотя трудновато сегодня даже детей начальников с этой системой трудоустроить, но тем не менее). Сама система не дает возможности поступить в  вузы ребятам, скажем, из сельских школ, где преподавание еще немножко  ниже, чем в крупных городах и Минске, где нет такого распространенного репетиторства, что можно дополнительно получить знания и по прошлым тестам протестироваться как-то накануне этого тестирования. Есть такая проблема. 

И вообще, министр был прав: с глазу на глаз надо видеть человека. И не надо думать, что все преподаватели коррупционеры и прочие. Все-таки это патриоты,  как мы вначале сказали. Ну так если они патриоты, они должны, они умеют рассмотреть в абитуриенте будущего настоящего гражданина. За тестированием, при всех положительных качествах его, мы этого не видим. Поэтому, взяв лучшее из прошлой системы поступления в вузы, тестирование, которое мы уже прошли (шишки набили), взяв все лучшее, поставлена задача перед Министерством образования (это и задача вам) к следующей вступительной кампании создать новые правила поступления в вузы".

Зарплаты для профессорско-преподавательского состава вырастут

Груз ответственности на педагогах серьезный. Верность профессии и призванию - это хорошо, но волнует и материальная сторона дела. Престиж профессии надо повышать, повышать государство будет и зарплату.  

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Безусловно, все достижения отечественного образования - это и ваша заслуга. Мы помним, ценим это и стремимся всячески поддерживать вас, в том числе материально. Начато поэтапное повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава. В течение будущей пятилетки мы обязательно доведем заработную плату у вас до 150 % от средней по стране.

Каким будет образование будущего? Понятно, что оно должно идти в ногу со временем. Например, пандемия позволила увидеть недоработки, а порой формальный подход по дистанционному обучению. Это да, но Президент просит и не сводить все исключительно к информационным технологиям. Живого общения они, конечно, не заменят. Да и вообще - одним IT сыт не будешь. 

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Я, вы знаете, приверженец простой идеи: ну не сможем мы ни сейчас, ни, мне кажется, в обозримом будущем, ни один айтишник, даже самый продвинутый, накормить, обуть и одеть человека. Да, современные технологии способны вывести на новый уровень развития и сельское хозяйство, и производство в промышленности. Поэтому я всегда говорю, что обучение IT-специальностям само по себе прогрессивно, но оно должно быть на стыке реальных отраслей. Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT - это естественная компетенция".

А. Лукашенко: Не будем заниматься своими детьми, ими займутся чужие учителя этой жизни


Зарплаты для профессорско-преподавательского состава вырастут

С гаджетами или без них - проблема "отцов и детей" вечная. Разные поколения по-разному смотрят на жизнь. Но в том и кроется профессиональный секрет педагога - в умении найти ключик к каждому ребенку, помочь справится с трудностями взросления, не потеряться в информационном потоке, помочь найти себя и развить способности. 

"Покажите хоть одну страну в мире, сильную и самодостаточную, которая не придает государственной идеологии большого значения"


Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Вы знаете, что происходит с молодежью, которая остается один на один с информационным пространством? Я прямо говорю: там ею уже занимаются другие воспитатели, зарубежные идеологи, а иногда и преступники. И то, что сегодня происходит с некоторыми нашими детьми - это вопрос не только к родителям, но и ко всем нам, ко всей системе нашего образования.

Вы опытные преподаватели, государственники, не хуже меня знаете, как важно учить студентов мыслить, делать самостоятельные выводы, выходить за рамки программы, самообразовываться. Но не теряя связи с государственной идеологией. И не надо бояться этого слова - покажите мне хоть одну страну в мире, сильную и самодостаточную, которая не придает этой теме большого значения. Хотите Америку - пожалуйста. Америка прежде всего. Чей это лозунг? Нации! Не только Дональда, но и всей нации. Просто они не называют это идеологией, но  идеологическая работа там пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Еще раз скажу: не будем заниматься своими детьми мы, ими займутся чужие учителя этой жизни. И тогда в истории независимой Беларуси, которую должны продолжить наши дети, можем поставить точку. Даже жирную". 

То есть Президент говорил о том, о чем сегодня болит голова и у преподавателей, и у родителей. Как научить детей, как занять, как оградить от излишнего негатива, как дать лучшую базу. Не просто корочки, а то образование, которое станет надежным фундаментом в жизни.

Наталья Гринь, замдиректора СШ № 3 г. Борисова: "Нужно убирать детей от гаджетов, в разумных пределах, конечно же, и больше с ними общаться. Чтобы наши учащиеся умели и могли разговаривать, могли поддержать любой вопрос, любую тему, не глядя в интернет, не глядя в телефон, а глядя на собеседника, глядя на нас. И чтобы мы с ними были на одной волне".

Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы: "Нужно сегодня, чтобы специалист умел не только пользоваться своей профессиональной лексикой, а умел слышать других, кто работает с ним в команде. Ровно так, как в любой организации, на любом предприятии".

Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки: "Доступ к любым источникам информации сегодня бесконечен, и, конечно, в этом пространстве очень важно с нынешними ребятами общаться, общаться умно, общаться содержательно. И если мы сегодня говорим о значимости, о роли педагога в жизни человека, то она на века остается незыблемой". 

Игорь Карпенко, Министр образования Беларуси: "Педагог всегда во все времена должен был быть соучастен проблемам своих воспитанников. Тот, кто сегодня нас подталкивает к тому, что учитель должен  давать исключительно знания либо читать исключительно свой предмет, он глубоко заблуждается. Невозможно читать предмет ребенку, если у него что-то не в порядке в семье. Как можно ему преподавать теорему или заставлять его цитировать того или иного автора? То есть педагог всегда занимался проблемами воспитания. И это гораздо важнее, нежели чем усвоение сугубо той информации, которая нас окружает".

О детях, об образовании, о Беларуси. Это был открытый разговор на злобу дня. Совершенствование учебного процесса останавливаться не будет. Но чему научатся наши дети и какую путевку получат во взрослую жизнь, зависит от тандема государства, родителей и педагогов. Педагогов талантливых, неравнодушных, которые болеют за дело и за страну.


Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =