О санкциях, обрушившихся на Беларусь, рассуждают эксперты в студии "Главного эфира"

Сразу после экстренной посадки в Минске самолета Ryanair поднялся шквал протестов. Особенно активными по этой части были чиновники стран ЕС и США. Вслед за этим на нашу страну немедленно обрушилась лавина санкций без каких-либо разбирательств, без выяснения обстоятельств дела, а любые предложения выслушать противоположную сторону были отвергнуты с порога.  Итак, какие кары уже обрушились на Беларусь, а какие нам еще только обещаны? Спектр применяемых и, главное, предполагаемых санкций оказался невероятно широк. Рассказывает Олег Романов.  Один из депутатов латвийского сейма, похоже, все-таки нащупал пределы допустимого по этой части. Пределы эти постоянно расширяются, и может он лишь несколько поспешил - Айгарс Бикше предложил взять в заложники белорусских хоккеистов, которые находятся в Риге. Пока дело ограничивается менее экзотическими мерами. Гитанас Науседа, президент Литвы:  Рад отметить, что я доволен дискуссией лидеров ЕС о Беларуси. Мы приняли очень важные меры и решения относительно белорусского режима. Среди прочего я отмечу требование немедленно освободить Романа Протасевича и Софью Сапегу. Возможны секторальные санкции, расширение списка лиц и организаций, в отношении которых действуют ограничительные меры. Около десятка стран ЕС закрыли свое небо для компании "Белавиа"  Это Литва, Латвия, Польша, Великобритания, Чехия, Франция, Финляндия и некоторые другие. Австрия и Германия отказались от использования белорусского воздушного пространства, как страны Прибалтики и государства Скандинавии. К ним присоединились Singapore Airlines: в Беларусь они не летали, но над Беларусью до недавних пор - вполне. Все это чувствительные меры для обеих сторон: и для подвергшейся, и для наложившей санкции. Для перелетов в авиакоридоре Запад-Восток придется теперь прокладывать весьма извилистые трассы, чтобы избежать неба не только над нашей страной, но и над воюющим Донбассом. Маршруты в авиакоридоре Север-Юг тоже стали ощутимо длиннее и дороже. Джон Стрикленд, эксперт в области авиации (Лондон):  Конечно, авиатрафик вообще серьезно угнетен пандемией, а в Европе особенно. И закрытие белорусского воздушного пространства повлияет на отрасль очень серьезно, хотя на разные компании по-разному. Есть рейсы, для которых небо над Беларусью - ключевой отрезок маршрута, например, перелет Ryanair из Греции в Литву. Вообще, санкции фактически блокируют воздушный коридор Север-Юг и, безусловно, серьезно пострадают все, кто им активно пользовался, а это не только лоукостеры, но и компании стран Балтии и Скандинавии.  Нет сомнений, что санкции будут расширены. Вполне вероятно, что они могут стать жестче, затронуть сферы, не связанные с авиацией, к ним также могут присоединятся новые страны. По линии ООН вряд ли стоит ждать чего-либо, кроме резкостей. Здесь давно уже сформировались противостоящие друг другу блоки стран, которые голосуют, по преимуществу, за свои резолюции и почти неизменно против чужих:  Свен Юргенсон, постоянный представитель Эстонии при ООН:  Члены Совета Безопасности - Норвегия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты -  решительно осуждают принудительное приземление 23 мая самолета Ryanair в Минске, нарушение норм авиационной безопасности и задержание журналиста Романа Протасевича и Софьи Сапеги. "Принудительная посадка" - это именно то, что белорусская сторона отрицает, а беспристрастное независимое расследование - то, на чем официальный Минск настаивает. Но это как раз заявление блока стран, которые Беларусь не слушают и не слышат. С оценкой инцидента выступил также Североатлантический альянс: Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО:  Это атака не только на фундаментальные демократические ценности, но и на важную роль независимых медиа! Мы поддерживаем санкции ЕС. Союзники по НАТО также введут определенные санкции! Это все пустое: сотрудничество в рамках НАТО за последние год-полтора отмечено крайне низкой и неуклонно снижающейся активностью. Да и президент Эрдоган настоял, чтобы из официальных документов Альянса претензии к Беларуси исключить. Вопрос санкций обсудили в четверг главы МИД Евросоюза: их договоренности носят исключительно рекомендательный характер. Объявлено, что в июне свой пакет санкций введет Евросоюз - он станет уже четвертым и вряд ли инцидент с самолетом что-то здесь изменит. Меры давления обычно тщательно просчитываются, чтобы не пострадать самим и нанести максимальный ущерб наказуемому, а такое требует времени. Неким пакетом карательных мер грозят американцы, но тут вообще царит полная неопределенность. Собственно, все возможные санкции можно разделить на несколько категорий. Первые - скорее показательные и демонстративные, нежели эффективные: они уже действуют - речь о закрытом небе. Более серьезные - это карательные меры в отношении флагманов белорусской индустрии. И заявления, что Вашингтон и Брюссель изучают возможность репрессий в отношении Беларуськалия, уже звучали - ни сроки, ни степень суровости пока не анонсировались.  Следующий уровень жесткости - попытки нанести удар по белорусскому экспорту в целом: например, блокировать доступ к портам или грузовым терминалам На это, судя по риторике, могут оказаться способны Литва и Латвия. Решение закрыть для Беларуси Клайпеду было бы для инициаторов самоубийственным, но тут не угадаешь: в Вильнюсе последнее время предпочитают эмоциональные решения рациональным. Ну а дальше следуют совершенно фантастические и почти невозможные варианты. Впрочем, стоит ли зарекаться? Стрелять по ногам собственным экономикам стало в эпоху COVID всеобщей модой. Итак, существует еще умозрительная возможность ввести запрет на пользование нефте- и газопроводами, которые проходят через Беларусь. Блокировать транзит грузоперевозок из Китая. Это, безусловно, было бы чревато экономической катастрофой, но не только для нас. Подобное означало бы паралич континентальной торговли и тектонические геополитические перемены. Скажем, десятилетие совали палки в колеса "Северному потоку" - тут бы пришлось эти палки извлекать. Стали бы бессмыслицей годы и миллиарды, потраченные на инфраструктуру Нового шелкового пути. И, наконец, началась бы торговая война всех со всеми. Вера в человеческий здравый смысл дает надежду, что стрелять себе по ногам очередями все-таки не станут - это чересчур даже для правительств, ушибленных COVID.  Обсуждение в  студии "Главного эфира" А вы как думаете? Будут продолжать своими же санкциями стрелять себе же по ногам? Кроме экономического, мы на неделе наблюдали уникальный элемент политического давления. Инциденты со снятием и заменой флагов других государств - это уже красная линия? Вы можете вспомнить такое в дипломатической практике? Ведущий: Инцидент с заменой флага на другую символику в Риге - это уже переход красной черты? Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси:  Вне всякого сомнения, да. Давайте говорить об этой ситуации на полном серьезе. Это проявление важного глубинного процесса, который начался лет 10 назад, с финансового кризиса 2008 года. Мир с середины XVII века, с момента создания Вестфальской системы, базируется на определенных принципах. Принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, принцип целостности суверенных государств, принцип равенства суверенных государств независимо от их политического, экономического потенциала. И принцип уважения к правам этих суверенных государств. Так вот эта система начала размываться. Коллективный Запад, о котором мы сегодня так много говорим, не устраивает эта ситуация. Мир делится на макрорегионы, глобализация потерпела крах и отступила минимум на 20-30 лет. Следовательно, надо пересмотреть принципы, на которых формируются взаимодействия между государствами. И мне кажется, что вопросы суверенитета как раз таки и становятся этой разменной монетой. Отсюда и такое отношение к флагам. Честно говоря, у меня это вызывает серьезное беспокойство. Почему? Потому что эти принципы положены в основу Хельсинкского акта 1975 года, а именно этот документ подтвердил нерушимость послевоенных европейских границ. Отказываясь от этих принципов, они отказываются от всего послевоенного мироустройства. И здесь очень важно отметить, что наша реакция была спокойной, выдержанной, но достаточно жесткой, потому что МИД и все общество уже очень четко понимают одну истину. Речь идет даже не просто об уважении. Речь идет не о выгоде и каком-то экономическом сотрудничестве. Речь идет о политическом суверенитете Республики Беларусь. И речь идет о стабильности Европы в целом в будущем. А это такие принципы, ради которых мы будем стоять насмерть. Насколько адекватной была реакция Беларуси на демарши Литвы и Латвии? В итоге мы видим, как стрелы постепенно сходятся на России и даже Китае. Есть вероятность, что это и есть конечная цель всей истории? Ведущий: Хотим летать на море, как летали раньше. Уж точно не хотим войны. А в Ваших ответах проскользнуло, что эскалация может привести к разным ситуациям. А что дальше? Это закончится? Можете что-то оптимистичное сказать? Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси: К сожалению, я должен сказать, и это важное сообщение для всех белорусских граждан, - мир входит в период серьезных потрясений. Дело совсем не в Беларуси. Меняется вся политическая карта мира. Все крупные государства включились в гонку по определению своих зон влияния. Сегодня выжить государствам только в крупных союзах, которые смогут обеспечить стабильность и поступательное развитие. Это будет звучать очень радикально, но можно сказать, что Третья мировая война уже началась. Другой вопрос, что горячая фаза будет заменена, вместо широкой военной конфронтации будет большое количество локальных конфликтов. Задумайтесь! Их уже десятки в мире. А основное давление перенесено на сферу экономики и сферу информационных столкновений, что мы сейчас и видим. Посмотрите на торговую войну между США и Китаем. Даже посмотрите на обострение отношений между континентальным ЕС и США. Соглашение о свободной торговле так и не подписано, и могу вас заверить, и не будет подписано. Обостряются отношения между Британией и континентальной Европой. И это происходит везде по всему миру. В такой ситуации нужно думать не о хорошем отдыхе на море, нужно консолидироваться, объединяться и начинать думать о национальных интересах. Мы находимся в сложном времени. От того, как мы будем действовать, от того, каково будет наше поведение, зависит в конечном итоге будущее Беларуси. И я убежден, что я ничего не преувеличиваю. Читайте также: Эксперты в студии "Главного эфира" о реакции мирового сообщества на инцидент с самолетом А. Савиных: Мы с большим сожалением восприняли заявление Верховной рады Украины А. Савиных: Показания Протасевича могут нанести серьезный ущерб репутации отдельных лиц на Западе О санкциях, обрушившихся на Беларусь, рассуждают эксперты в студии "Главного эфира"
30.05.2021 22:45

Сразу после экстренной посадки в Минске самолета Ryanair поднялся шквал протестов. Особенно активными по этой части были чиновники стран ЕС и США. Вслед за этим на нашу страну немедленно обрушилась лавина санкций без каких-либо разбирательств, без выяснения обстоятельств дела, а любые предложения выслушать противоположную сторону были отвергнуты с порога. 

Итак, какие кары уже обрушились на Беларусь, а какие нам еще только обещаны? Спектр применяемых и, главное, предполагаемых санкций оказался невероятно широк. Рассказывает Олег Романов

Один из депутатов латвийского сейма, похоже, все-таки нащупал пределы допустимого по этой части. Пределы эти постоянно расширяются, и может он лишь несколько поспешил - Айгарс Бикше предложил взять в заложники белорусских хоккеистов, которые находятся в Риге. Пока дело ограничивается менее экзотическими мерами.

Гитанас Науседа, президент Литвы: 

Рад отметить, что я доволен дискуссией лидеров ЕС о Беларуси. Мы приняли очень важные меры и решения относительно белорусского режима. Среди прочего я отмечу требование немедленно освободить Романа Протасевича и Софью Сапегу. Возможны секторальные санкции, расширение списка лиц и организаций, в отношении которых действуют ограничительные меры.

Около десятка стран ЕС закрыли свое небо для компании "Белавиа" 

Это Литва, Латвия, Польша, Великобритания, Чехия, Франция, Финляндия и некоторые другие. Австрия и Германия отказались от использования белорусского воздушного пространства, как страны Прибалтики и государства Скандинавии. К ним присоединились Singapore Airlines: в Беларусь они не летали, но над Беларусью до недавних пор - вполне. Все это чувствительные меры для обеих сторон: и для подвергшейся, и для наложившей санкции. Для перелетов в авиакоридоре Запад-Восток придется теперь прокладывать весьма извилистые трассы, чтобы избежать неба не только над нашей страной, но и над воюющим Донбассом. Маршруты в авиакоридоре Север-Юг тоже стали ощутимо длиннее и дороже.


Джон Стрикленд, эксперт в области авиации (Лондон): 

Конечно, авиатрафик вообще серьезно угнетен пандемией, а в Европе особенно. И закрытие белорусского воздушного пространства повлияет на отрасль очень серьезно, хотя на разные компании по-разному. Есть рейсы, для которых небо над Беларусью - ключевой отрезок маршрута, например, перелет Ryanair из Греции в Литву. Вообще, санкции фактически блокируют воздушный коридор Север-Юг и, безусловно, серьезно пострадают все, кто им активно пользовался, а это не только лоукостеры, но и компании стран Балтии и Скандинавии. 

Нет сомнений, что санкции будут расширены. Вполне вероятно, что они могут стать жестче, затронуть сферы, не связанные с авиацией, к ним также могут присоединятся новые страны. По линии ООН вряд ли стоит ждать чего-либо, кроме резкостей. Здесь давно уже сформировались противостоящие друг другу блоки стран, которые голосуют, по преимуществу, за свои резолюции и почти неизменно против чужих: 

Свен Юргенсон, постоянный представитель Эстонии при ООН: 

Члены Совета Безопасности - Норвегия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты -  решительно осуждают принудительное приземление 23 мая самолета Ryanair в Минске, нарушение норм авиационной безопасности и задержание журналиста Романа Протасевича и Софьи Сапеги.

"Принудительная посадка" - это именно то, что белорусская сторона отрицает, а беспристрастное независимое расследование - то, на чем официальный Минск настаивает. Но это как раз заявление блока стран, которые Беларусь не слушают и не слышат. С оценкой инцидента выступил также Североатлантический альянс:

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: 

Это атака не только на фундаментальные демократические ценности, но и на важную роль независимых медиа! Мы поддерживаем санкции ЕС. Союзники по НАТО также введут определенные санкции!

Это все пустое: сотрудничество в рамках НАТО за последние год-полтора отмечено крайне низкой и неуклонно снижающейся активностью. Да и президент Эрдоган настоял, чтобы из официальных документов Альянса претензии к Беларуси исключить. Вопрос санкций обсудили в четверг главы МИД Евросоюза: их договоренности носят исключительно рекомендательный характер. Объявлено, что в июне свой пакет санкций введет Евросоюз - он станет уже четвертым и вряд ли инцидент с самолетом что-то здесь изменит. Меры давления обычно тщательно просчитываются, чтобы не пострадать самим и нанести максимальный ущерб наказуемому, а такое требует времени. Неким пакетом карательных мер грозят американцы, но тут вообще царит полная неопределенность. Собственно, все возможные санкции можно разделить на несколько категорий. Первые - скорее показательные и демонстративные, нежели эффективные: они уже действуют - речь о закрытом небе. Более серьезные - это карательные меры в отношении флагманов белорусской индустрии. И заявления, что Вашингтон и Брюссель изучают возможность репрессий в отношении Беларуськалия, уже звучали - ни сроки, ни степень суровости пока не анонсировались. 

Следующий уровень жесткости - попытки нанести удар по белорусскому экспорту в целом: например, блокировать доступ к портам или грузовым терминалам

На это, судя по риторике, могут оказаться способны Литва и Латвия. Решение закрыть для Беларуси Клайпеду было бы для инициаторов самоубийственным, но тут не угадаешь: в Вильнюсе последнее время предпочитают эмоциональные решения рациональным. Ну а дальше следуют совершенно фантастические и почти невозможные варианты. Впрочем, стоит ли зарекаться? Стрелять по ногам собственным экономикам стало в эпоху COVID всеобщей модой. Итак, существует еще умозрительная возможность ввести запрет на пользование нефте- и газопроводами, которые проходят через Беларусь. Блокировать транзит грузоперевозок из Китая. Это, безусловно, было бы чревато экономической катастрофой, но не только для нас. Подобное означало бы паралич континентальной торговли и тектонические геополитические перемены. Скажем, десятилетие совали палки в колеса "Северному потоку" - тут бы пришлось эти палки извлекать. Стали бы бессмыслицей годы и миллиарды, потраченные на инфраструктуру Нового шелкового пути. И, наконец, началась бы торговая война всех со всеми. Вера в человеческий здравый смысл дает надежду, что стрелять себе по ногам очередями все-таки не станут - это чересчур даже для правительств, ушибленных COVID. 

Обсуждение в  студии "Главного эфира"

А вы как думаете? Будут продолжать своими же санкциями стрелять себе же по ногам?

Кроме экономического, мы на неделе наблюдали уникальный элемент политического давления. Инциденты со снятием и заменой флагов других государств - это уже красная линия? Вы можете вспомнить такое в дипломатической практике?

Ведущий: Инцидент с заменой флага на другую символику в Риге - это уже переход красной черты?

Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси: 

Вне всякого сомнения, да. Давайте говорить об этой ситуации на полном серьезе. Это проявление важного глубинного процесса, который начался лет 10 назад, с финансового кризиса 2008 года. Мир с середины XVII века, с момента создания Вестфальской системы, базируется на определенных принципах. Принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, принцип целостности суверенных государств, принцип равенства суверенных государств независимо от их политического, экономического потенциала. И принцип уважения к правам этих суверенных государств. Так вот эта система начала размываться. Коллективный Запад, о котором мы сегодня так много говорим, не устраивает эта ситуация. Мир делится на макрорегионы, глобализация потерпела крах и отступила минимум на 20-30 лет. Следовательно, надо пересмотреть принципы, на которых формируются взаимодействия между государствами. И мне кажется, что вопросы суверенитета как раз таки и становятся этой разменной монетой. Отсюда и такое отношение к флагам. Честно говоря, у меня это вызывает серьезное беспокойство. Почему? Потому что эти принципы положены в основу Хельсинкского акта 1975 года, а именно этот документ подтвердил нерушимость послевоенных европейских границ. Отказываясь от этих принципов, они отказываются от всего послевоенного мироустройства. И здесь очень важно отметить, что наша реакция была спокойной, выдержанной, но достаточно жесткой, потому что МИД и все общество уже очень четко понимают одну истину. Речь идет даже не просто об уважении. Речь идет не о выгоде и каком-то экономическом сотрудничестве. Речь идет о политическом суверенитете Республики Беларусь. И речь идет о стабильности Европы в целом в будущем. А это такие принципы, ради которых мы будем стоять насмерть.

Насколько адекватной была реакция Беларуси на демарши Литвы и Латвии?

В итоге мы видим, как стрелы постепенно сходятся на России и даже Китае. Есть вероятность, что это и есть конечная цель всей истории?

Ведущий: Хотим летать на море, как летали раньше. Уж точно не хотим войны. А в Ваших ответах проскользнуло, что эскалация может привести к разным ситуациям. А что дальше? Это закончится? Можете что-то оптимистичное сказать?

Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

К сожалению, я должен сказать, и это важное сообщение для всех белорусских граждан, - мир входит в период серьезных потрясений. Дело совсем не в Беларуси. Меняется вся политическая карта мира. Все крупные государства включились в гонку по определению своих зон влияния. Сегодня выжить государствам только в крупных союзах, которые смогут обеспечить стабильность и поступательное развитие. Это будет звучать очень радикально, но можно сказать, что Третья мировая война уже началась. Другой вопрос, что горячая фаза будет заменена, вместо широкой военной конфронтации будет большое количество локальных конфликтов. Задумайтесь! Их уже десятки в мире. А основное давление перенесено на сферу экономики и сферу информационных столкновений, что мы сейчас и видим. Посмотрите на торговую войну между США и Китаем. Даже посмотрите на обострение отношений между континентальным ЕС и США. Соглашение о свободной торговле так и не подписано, и могу вас заверить, и не будет подписано. Обостряются отношения между Британией и континентальной Европой. И это происходит везде по всему миру. В такой ситуации нужно думать не о хорошем отдыхе на море, нужно консолидироваться, объединяться и начинать думать о национальных интересах. Мы находимся в сложном времени. От того, как мы будем действовать, от того, каково будет наше поведение, зависит в конечном итоге будущее Беларуси. И я убежден, что я ничего не преувеличиваю.


Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =