Год назад в эфире «Панорамы" мы рассказывали об уникальном случае, который произошел под Брестом. Спустя 70 лет после окончания войны поисковики вблизи деревни Непли обнаружили обломки самолета. Это был лайнер американского производства «Митчелл-Б25», что уже само по себе необычно. Впереди была нелегкая работа по установлению состава экипажа. И вот кропотливая работа принесла свои плоды. Благодаря колоссальным исследованиям удалось поименно установить состав экипажа. Это были летчики дальней авиации, которые выполняли боевое задание в июле 44 года. На борту краснознаменного американца находились 7 человек. Все они погибли, но спасли деревню, от которой уводили падающий самолет. Самое главное, самое важное, что спустя десятилетия родственники погибших наконец-то узнали, где и как погиб экипаж, а еще смогли принять участие в такой тяжелой, но такой важной для сохранения памяти церемонии перезахоронения. Виктория Потоня продолжит. Софии Мосенковой - 76. Сегодня она не скрывает слез. Признается, что отца видела только однажды, когда ей было два года. О том, как погиб родной человек, узнала лишь недавно. На церемонию перезахоронения экипажа из России приехали и внуки погибшего лейтенанта Баринова Сергея Федоровича. София Мосенкова, дочь погибшего члена экипажа, г. Рыбинск, Россия: "Я счастлива, что здесь, приехала, нашла своего отца. Мы так и не знали ничего. Только то, что в августе 44, когда пришла повестка, что он пропал без вести. Мама искала его, звонила, писала». Внуки Баринова не теряли надежды ухватиться за малейшую ниточку, которая приведет их к месту гибели деда. Самостоятельные поиски в военных архивах ничего не дали. О том, что экипаж погиб под Брестом и останки летчиков с почестями предадут земле, узнали из СМИ. Поисковые работы шли почти три года. Первым, кто сообщил специалистам о разбившемся под Брестом в конце войны самолете, был нынешний директор мемориального комплекса "Брестская крепость - герой" Григорий Бысюк. Он вспоминает, что в детстве не раз слышал историю от своих родителей. Григорий Бысюк, директор мемориального комплекса «Брестская крепость - герой»: «Упал самолет в районе нашей деревни. Они, как и многие жители, туда, естественно, побежали. Обратили внимание, что воронка была очень большая. И говорили, что это вроде не наш был самолет». К раскопкам поисковики приступили в мае прошлого года. Место падения самолета указал Владимир Серко. Ребенком он видел, как разбилась крылатая машина. Работы велись в пограничной зоне, куда доступ ограничен, исключительно по пропускам. Специалисты считают, этот факт сыграл не последнюю роль в сохранении находки. Раскопки шли тяжело: приходилось постоянно откачивать воду. Носовая часть самолета ушла глубоко в землю, хвост полностью сгорел. Поисковики полтора месяца извлекали из земли останки летчиков, личные вещи, парашюты, оружие, детали фюзеляжа. Большие надежды возлагались на найденный двигатель, по номеру которого можно было определить состав экипажа. Но зацепка оказалась не здесь. Владимир Бухта, руководитель историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск»: «Искать пришлось нам чисто по документам и записным книжкам, которые оказались у майора Фролова. В данном случае он с собой в полет взял полевую сумку, в которой был блокнот и были указаны координаты его родного брата, которые сохранились. Это и явилось основным доказательством экипажа». Теперь точно известно, что это был бомбардировщик «Митчелл-Б25», переданный США Советскому Союзу по ленд-лизу. Командовал экипажем Александр Белов. «Митчеллы», начиная с середины войны, составляли заметную часть парка авиации дальнего действия. Экипаж - 6 человек Двигатель - 2 Размах крыла - 20,6 метра Длина самолета - 16,49 метра Масса пустого самолета - более 8000 кг Скорость максимальная - свыше 500 км/ч Дальность полета - 2180 километров Бомбовая нагрузка - более 2000 кг Самолет вмещал экипаж из шести человек - двух пилотов, штурмана, бомбардира, бортмеханика и хвостового стрелка. На борту краснозвездного американца в этот раз седьмым был тот самый Давид Фролов, записная книжка которого и стала ключом при установлении личностей погибших. «Митчеллы» применялись в основном в темное время суток. Самолет имел большую бомбовую нагрузку. Экипаж служил в 335-м авиаполку дальнего действия, который дислоцировался в украинском городе Белая Церковь. Его задачей было зафиксировать на фото авиаудары и результаты налета на железнодорожный узел в Бресте, где находились немецкие эшелоны. «Митчелл» шел замыкающим в цепочке самолетов и был сбит зенитной установкой противника. Погиб экипаж в ночь на 16 июля 1944 года. Причем летчики и стрелки могли выжить, но отдали свои жизни ради спасения деревни. Теперь их фамилии навечно вписаны в историю. На гарнизонном кладбище – могила и мемориальная плита с фотографиями погибших. Владимир Бухта, руководитель историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск»: «Владимир Серко, тот, кто нас привел впервые к месту падения самолета, рассказывал: самолет выскочил из-за Буга. Он шел, старался сесть, но когда увидел, что под ним деревня, они приняли вправо резко. И уже той высоты и скорости не хватило выровнять самолет. И по тому месту, как упал самолет правой стороной, на правый мотор, это подтверждает, что они спасли в последний момент деревню». На месте падения бомбардировщика также установлен памятный знак в виде основания гильзы. Обломки самолета переданы в музей обороны Брестской крепости. Многое стало очевидным и для потомков. Валерий Мосенков, внук погибшего члена экипажа, г. Санкт-Петербург, Россия: «Бабушка никогда не праздновала день рождения свой, она только день ангела праздновала. Я долго думал, почему. И только сейчас я понял. Потому что день рождения бабушки 16 июля - день гибели деда». Пока удалось разыскать родственников четырех человек из экипажа. Поисковики не теряют надежды выйти на связь и с родными штурмана Алексея Кравцова, сержанта Гавриила Боцвина и лейтенанта Владимира Черкая. К слову, в память о последнем сохранился платок, найденный при раскопках, с надписью «От Анны Владимиру». Эта колоссальная поисковая работа в мирное время сродни подвигу. Тот самый случай, когда силы потрачены не зря. 
15.05.2016 21:12

Год назад в эфире «Панорамы" мы рассказывали об уникальном случае, который произошел под Брестом. Спустя 70 лет после окончания войны поисковики вблизи деревни Непли обнаружили обломки самолета. Это был лайнер американского производства «Митчелл-Б25», что уже само по себе необычно. Впереди была нелегкая работа по установлению состава экипажа. И вот кропотливая работа принесла свои плоды. Благодаря колоссальным исследованиям удалось поименно установить состав экипажа.

Это были летчики дальней авиации, которые выполняли боевое задание в июле 44 года. На борту краснознаменного американца находились 7 человек. Все они погибли, но спасли деревню, от которой уводили падающий самолет. Самое главное, самое важное, что спустя десятилетия родственники погибших наконец-то узнали, где и как погиб экипаж, а еще смогли принять участие в такой тяжелой, но такой важной для сохранения памяти церемонии перезахоронения. Виктория Потоня продолжит.

Софии Мосенковой - 76. Сегодня она не скрывает слез. Признается, что отца видела только однажды, когда ей было два года. О том, как погиб родной человек, узнала лишь недавно. На церемонию перезахоронения экипажа из России приехали и внуки погибшего лейтенанта Баринова Сергея Федоровича.

София Мосенкова, дочь погибшего члена экипажа, г. Рыбинск, Россия: "Я счастлива, что здесь, приехала, нашла своего отца. Мы так и не знали ничего. Только то, что в августе 44, когда пришла повестка, что он пропал без вести. Мама искала его, звонила, писала».

Внуки Баринова не теряли надежды ухватиться за малейшую ниточку, которая приведет их к месту гибели деда. Самостоятельные поиски в военных архивах ничего не дали. О том, что экипаж погиб под Брестом и останки летчиков с почестями предадут земле, узнали из СМИ.

Поисковые работы шли почти три года. Первым, кто сообщил специалистам о разбившемся под Брестом в конце войны самолете, был нынешний директор мемориального комплекса "Брестская крепость - герой" Григорий Бысюк. Он вспоминает, что в детстве не раз слышал историю от своих родителей.

Григорий Бысюк, директор мемориального комплекса «Брестская крепость - герой»: «Упал самолет в районе нашей деревни. Они, как и многие жители, туда, естественно, побежали. Обратили внимание, что воронка была очень большая. И говорили, что это вроде не наш был самолет».

К раскопкам поисковики приступили в мае прошлого года. Место падения самолета указал Владимир Серко. Ребенком он видел, как разбилась крылатая машина. Работы велись в пограничной зоне, куда доступ ограничен, исключительно по пропускам. Специалисты считают, этот факт сыграл не последнюю роль в сохранении находки. Раскопки шли тяжело: приходилось постоянно откачивать воду. Носовая часть самолета ушла глубоко в землю, хвост полностью сгорел. Поисковики полтора месяца извлекали из земли останки летчиков, личные вещи, парашюты, оружие, детали фюзеляжа. Большие надежды возлагались на найденный двигатель, по номеру которого можно было определить состав экипажа. Но зацепка оказалась не здесь.

Владимир Бухта, руководитель историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск»: «Искать пришлось нам чисто по документам и записным книжкам, которые оказались у майора Фролова. В данном случае он с собой в полет взял полевую сумку, в которой был блокнот и были указаны координаты его родного брата, которые сохранились. Это и явилось основным доказательством экипажа».

Теперь точно известно, что это был бомбардировщик «Митчелл-Б25», переданный США Советскому Союзу по ленд-лизу. Командовал экипажем Александр Белов. «Митчеллы», начиная с середины войны, составляли заметную часть парка авиации дальнего действия.

Экипаж - 6 человек
Двигатель - 2
Размах крыла - 20,6 метра
Длина самолета - 16,49 метра
Масса пустого самолета - более 8000 кг
Скорость максимальная - свыше 500 км/ч
Дальность полета - 2180 километров
Бомбовая нагрузка - более 2000 кг

Самолет вмещал экипаж из шести человек - двух пилотов, штурмана, бомбардира, бортмеханика и хвостового стрелка. На борту краснозвездного американца в этот раз седьмым был тот самый Давид Фролов, записная книжка которого и стала ключом при установлении личностей погибших. «Митчеллы» применялись в основном в темное время суток. Самолет имел большую бомбовую нагрузку.

Экипаж служил в 335-м авиаполку дальнего действия, который дислоцировался в украинском городе Белая Церковь. Его задачей было зафиксировать на фото авиаудары и результаты налета на железнодорожный узел в Бресте, где находились немецкие эшелоны. «Митчелл» шел замыкающим в цепочке самолетов и был сбит зенитной установкой противника.

Погиб экипаж в ночь на 16 июля 1944 года. Причем летчики и стрелки могли выжить, но отдали свои жизни ради спасения деревни. Теперь их фамилии навечно вписаны в историю. На гарнизонном кладбище – могила и мемориальная плита с фотографиями погибших.

Владимир Бухта, руководитель историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск»: «Владимир Серко, тот, кто нас привел впервые к месту падения самолета, рассказывал: самолет выскочил из-за Буга. Он шел, старался сесть, но когда увидел, что под ним деревня, они приняли вправо резко. И уже той высоты и скорости не хватило выровнять самолет. И по тому месту, как упал самолет правой стороной, на правый мотор, это подтверждает, что они спасли в последний момент деревню».

На месте падения бомбардировщика также установлен памятный знак в виде основания гильзы. Обломки самолета переданы в музей обороны Брестской крепости. Многое стало очевидным и для потомков.

Валерий Мосенков, внук погибшего члена экипажа, г. Санкт-Петербург, Россия: «Бабушка никогда не праздновала день рождения свой, она только день ангела праздновала. Я долго думал, почему. И только сейчас я понял. Потому что день рождения бабушки 16 июля - день гибели деда».

Пока удалось разыскать родственников четырех человек из экипажа. Поисковики не теряют надежды выйти на связь и с родными штурмана Алексея Кравцова, сержанта Гавриила Боцвина и лейтенанта Владимира Черкая. К слову, в память о последнем сохранился платок, найденный при раскопках, с надписью «От Анны Владимиру». Эта колоссальная поисковая работа в мирное время сродни подвигу. Тот самый случай, когда силы потрачены не зря. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =