На пенсию - по справедливости

Рассказывает Андрей Кривошеев. К реформе пенсионной системы Беларусь деликатно подступает уже пять лет и последней в Европе. Даже Россия уже вводила накопительную часть, хотя не совсем удачно. Не учли, что цены на нефть могут рухнуть в 3 раза, а с ними и доходы бюджета. Михаил Делягин, экономист, академик РАЕН, главный редактор журнала "Свободная мысль": "Нам считают будущую пенсию в баллах. По головоломным формулам, которые специально составлены так, чтобы в них нельзя было разобраться, чтобы их нельзя было спрогнозировать. А самое главное - рублевое наполнение баллов, то есть я буду знать, сколько у меня пенсия в баллах, но знать, сколько она будет в рублях, я не буду до конца, это будет меняться постоянно, потому что рублевое наполнение баллов будет зависеть от состояния федерального бюджета. Когда нефть будет стоить хоть бы и не 27, а 40 или 60, понятно, что у нас будет с федеральным бюджетом… Это значит, что я не плачу пенсионный взнос, я ухожу в тень".  В итоге единственным спасительным рецептом признано повышение пенсионного возраста, как в Европе и мире в целом. Планку 55-60 в Союзе установили почти 90 лет назад, в далеком 1928-м. С тех пор заметно "постарела" Европа, условия труда не сопоставимы с 30-ыми, жить стали дольше и работать производительнее. Но пенсионный возраст Россия и Беларусь держали до последнего. Сегодня лидеры Евразийского союза откровенно признаются: настал момент истины - больше тянуть нельзя. Не выдержит экономика.  Избежать повышения пенсионного возраста не могут даже самые богатые страны планеты. Первая мировая волна повышений прошла под эгидой равенства полов. Сегодня большинство стран не учитывают гендерный вопрос. Рекордсмены здесь Япония и Дания. В Германии до 2030-го пенсионный возраст сравняется со шведским - 67 лет. У соседей на западе - в Латвии - для мужчин и женщин 65, на юге в Украине - 60. У такого равноправия есть как минусы, так и плюсы. Оно не стимулирует женщин рожать и воспитывать детей, но дает толчок для карьерных амбиций. В итоге у топ-менеджмента и политики в Европе все чаще женское лицо, но коренной Старый Свет, по общему признанию, все быстрее стареет и вымирает. Гендерные традиции в Евросоюзе сохраняют католические Италия и Польша. Но здесь и с рождаемостью намного лучше, чем в среднем по ЕС. Хотя пенсионный возраст высокий - 63,5 и 60 лет для женщин. Деление, унаследованное еще из 19 века, сохраняют также Эстония, Казахстан, Россия и Беларусь. Но лишь в Союзном государстве минимум - 55 лет. В среднем же по Европе на заслуженный отдых выходят в 65 с небольшим. При этом 2/3 развитых стран планеты либо уже повышают планку, либо намерены сделать это в ближайшие годы. Вот он - моральный аргумент пенсионной реформы: записывать в старики энергичного пенсионера все равно, что хоронить опыт заживо. На рынке труда "предпенсионный возраст" часто звучит как приговор. Не хотят брать на работу, экономят на зарплатах, да и сам человек испытывает стресс, теряя привычное окружение и ритм жизни. Но есть и те, кто на пенсии подрабатывает вынужденно, помогая детям и внукам или дополняя невысокую пенсию, пока позволяет здоровье. Об этом говорит и Президент, ссылаясь на социсследования: общество не убедили, какой вариант реформы необходим, и что стоит на кону. В Беларуси, по сути, уже действует три пенсионных режима. Досрочный льготный, солидарный классический и накопительный. Первые два белорусы реформируют сами, продолжая работать на пенсии. Практика массовая. Исключение - профессии, подрывающие здоровье. У силовиков это спецподразделения и, например, спасатели, у гражданских - работа в шахте, в горячих цехах плюс уникальные карьеры - пилота или артиста балета. Анна Закревская, начальник отдела исследований рынка труда, занятости и социальной защиты населения, НИИ труда Минтруда и соцзащиты: "Сегодня практически каждый 4-ый пенсионер работает. В основном, пенсионеры заняты в таких видах экономической деятельности, как наука, образование, здравоохранение и промышленность. Безусловно, больше всего пенсионеров занято в науке - это более трети. В среднем пенсионер после достижения пенсионного возраста работает еще около пяти лет. Это стабильный период занятости". Накопительные или вторые пенсии пока для Беларуси редкость. И хотя обязательную страховую пенсию выносили даже на уровень Президента, всерьез ее рассматривать рано. Сначала нужно создать надежные пенсионные фонды, обучить людей распоряжаться накоплениями, да и мировая практика отговаривает.  Михаил Делягин, экономист, академик РАЕН, главный редактор журнала "Свободная мысль": "Эффективность накопительной пенсионной системы растет, когда фондовые рынки растут, а когда глобальная экономика входит в депрессию - она падает. Это то, что сейчас, накопительная система превращается в "братскую могилу". Ты деньги вложил, а они сгорели".  Свежий пример сгоревших накоплений - в благополучных Соединенных Штатах. Это Канзас. Центральный пенсионный фонд сокращает выплаты от 40 до 61 процента. Иначе - банкротство. Драконовские меры коснутся 400 тысяч человек. И не факт, что фонд выстоит. Пенсионеры отвечают протестами.  Именно поэтому накопительные пенсии в Беларуси были и будут добровольными под жестким контролем государства. Предлагают нашей стране и более современные подходы. Например, самим выбирать пенсионный возраст. Идея красивая, но в наших условиях не просчитанная и рискованная. Эксперты советуют не спешить с новинками. Слишком важный вопрос на кону. Тут - как с гайдаровскими реформами 90-ых, предлагали мировые светила экономики, а расхлебывали десятилетие бывшие советские граждане. И пенсионеры в первую очередь. Алексей Бинецкий, доктор политологии, юрист, совладелец международного адвокатского бюро "Бинецкий и партнеры": "Беларусь суверенная, самостоятельная, доказавшая свою жизнеспособность в тяжелейших условиях, государство с прекрасным народом. И вполне адекватным и понимающим реалии современного мира руководством страны. Поэтому решать, как совершенно справедливо сказал на этом совещании Президент Лукашенко, надо в зависимости от экономических показателей и отталкиваясь от мнения народа. В России на счет этого мнения особенно никто не заморачивается". Всего на суд общества и Президента правительство вынесло три сценария. Просчитанных и экономически выверенных. Главное отличие - в скорости реформы, гендерном равенстве и результате для экономики. Первый - быстрый и экономически самый эффективный. Пенсионный возраст повышается на пять лет. Он позволяет скорее снять нагрузку с занятых, а значит, скорее дать возможность заработать экономике и повысить пенсии. Второй вариант нацелен на гендерное выравнивание. Мужчинам плюс три, женщинам плюс пять. Учтены здоровье сильной половины, продолжительность жизни мужчин и трудовая нагрузка. Третий вариант - умеренный и пол пенсионера не учитывает. 58 для женщин, 63 - для мужчин. Симметричное увеличение на 3 года. При этом реформа планируется не разовой, а плавной. И если начнется с 1 января 2017-го, то с оптимальным шагом в полгода растянется на срок до 10 лет. Георгий Гриц, заместитель директора ГНУ "Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси": "Мировой опыт говорит о том, что пенсионная реформа была тогда успешна, когда она проходила постепенно. И средний период трансформирования пенсионной системы составлял где-то порядка от 7 до 15 лет. Поэтому вот страшилки, что завтра вот что-то изменится, завтра не выйдешь на пенсию или завтра пенсионер вынужден будет вернуться на прежнее место - я думаю, не более чем домыслы". На возрасте реформа не заканчивается, а лишь начинается. Параллельно получат развитие инструменты для добровольных накопительных пенсий. Плюс стимулы не оставлять карьеру и новые рабочие места, чтобы и молодежи, и опытным кадрам хватало вакансий. 50 тысяч до конца года - по указу Президента. Дополнительно поручение Министерству образования - твердые гарантии первого рабочего места. Без дискриминации бюджетник ты или платник, государственный работодатель или частный. Сектору малого и среднего бизнеса - стимулы для расширения. Пока окончательного решения - какой из вариантов лучше для общества - у Президента нет. Он рассчитывает на публичную и широкую экспертизу проектов правительства. Но и затягивать с принятием решения Глава государства не намерен. Ожидается, что согласованный, абсолютно прозрачный и понятный для общества план действий будет выработан в течение нескольких недель. 
13.03.2016 21:05

Рассказывает Андрей Кривошеев.

К реформе пенсионной системы Беларусь деликатно подступает уже пять лет и последней в Европе. Даже Россия уже вводила накопительную часть, хотя не совсем удачно. Не учли, что цены на нефть могут рухнуть в 3 раза, а с ними и доходы бюджета.

Михаил Делягин, экономист, академик РАЕН, главный редактор журнала "Свободная мысль": "Нам считают будущую пенсию в баллах. По головоломным формулам, которые специально составлены так, чтобы в них нельзя было разобраться, чтобы их нельзя было спрогнозировать. А самое главное - рублевое наполнение баллов, то есть я буду знать, сколько у меня пенсия в баллах, но знать, сколько она будет в рублях, я не буду до конца, это будет меняться постоянно, потому что рублевое наполнение баллов будет зависеть от состояния федерального бюджета. Когда нефть будет стоить хоть бы и не 27, а 40 или 60, понятно, что у нас будет с федеральным бюджетом… Это значит, что я не плачу пенсионный взнос, я ухожу в тень". 

В итоге единственным спасительным рецептом признано повышение пенсионного возраста, как в Европе и мире в целом. Планку 55-60 в Союзе установили почти 90 лет назад, в далеком 1928-м. С тех пор заметно "постарела" Европа, условия труда не сопоставимы с 30-ыми, жить стали дольше и работать производительнее. Но пенсионный возраст Россия и Беларусь держали до последнего. Сегодня лидеры Евразийского союза откровенно признаются: настал момент истины - больше тянуть нельзя. Не выдержит экономика. 

Избежать повышения пенсионного возраста не могут даже самые богатые страны планеты. Первая мировая волна повышений прошла под эгидой равенства полов. Сегодня большинство стран не учитывают гендерный вопрос. Рекордсмены здесь Япония и Дания. В Германии до 2030-го пенсионный возраст сравняется со шведским - 67 лет. У соседей на западе - в Латвии - для мужчин и женщин 65, на юге в Украине - 60. У такого равноправия есть как минусы, так и плюсы. Оно не стимулирует женщин рожать и воспитывать детей, но дает толчок для карьерных амбиций. В итоге у топ-менеджмента и политики в Европе все чаще женское лицо, но коренной Старый Свет, по общему признанию, все быстрее стареет и вымирает.

Гендерные традиции в Евросоюзе сохраняют католические Италия и Польша. Но здесь и с рождаемостью намного лучше, чем в среднем по ЕС. Хотя пенсионный возраст высокий - 63,5 и 60 лет для женщин. Деление, унаследованное еще из 19 века, сохраняют также Эстония, Казахстан, Россия и Беларусь. Но лишь в Союзном государстве минимум - 55 лет. В среднем же по Европе на заслуженный отдых выходят в 65 с небольшим. При этом 2/3 развитых стран планеты либо уже повышают планку, либо намерены сделать это в ближайшие годы.

Вот он - моральный аргумент пенсионной реформы: записывать в старики энергичного пенсионера все равно, что хоронить опыт заживо. На рынке труда "предпенсионный возраст" часто звучит как приговор. Не хотят брать на работу, экономят на зарплатах, да и сам человек испытывает стресс, теряя привычное окружение и ритм жизни.

Но есть и те, кто на пенсии подрабатывает вынужденно, помогая детям и внукам или дополняя невысокую пенсию, пока позволяет здоровье.

Об этом говорит и Президент, ссылаясь на социсследования: общество не убедили, какой вариант реформы необходим, и что стоит на кону.

В Беларуси, по сути, уже действует три пенсионных режима. Досрочный льготный, солидарный классический и накопительный. Первые два белорусы реформируют сами, продолжая работать на пенсии. Практика массовая. Исключение - профессии, подрывающие здоровье. У силовиков это спецподразделения и, например, спасатели, у гражданских - работа в шахте, в горячих цехах плюс уникальные карьеры - пилота или артиста балета.

Анна Закревская, начальник отдела исследований рынка труда, занятости и социальной защиты населения, НИИ труда Минтруда и соцзащиты: "Сегодня практически каждый 4-ый пенсионер работает. В основном, пенсионеры заняты в таких видах экономической деятельности, как наука, образование, здравоохранение и промышленность. Безусловно, больше всего пенсионеров занято в науке - это более трети. В среднем пенсионер после достижения пенсионного возраста работает еще около пяти лет. Это стабильный период занятости".

Накопительные или вторые пенсии пока для Беларуси редкость. И хотя обязательную страховую пенсию выносили даже на уровень Президента, всерьез ее рассматривать рано. Сначала нужно создать надежные пенсионные фонды, обучить людей распоряжаться накоплениями, да и мировая практика отговаривает. 

Михаил Делягин, экономист, академик РАЕН, главный редактор журнала "Свободная мысль": "Эффективность накопительной пенсионной системы растет, когда фондовые рынки растут, а когда глобальная экономика входит в депрессию - она падает. Это то, что сейчас, накопительная система превращается в "братскую могилу". Ты деньги вложил, а они сгорели". 

Свежий пример сгоревших накоплений - в благополучных Соединенных Штатах. Это Канзас. Центральный пенсионный фонд сокращает выплаты от 40 до 61 процента. Иначе - банкротство. Драконовские меры коснутся 400 тысяч человек. И не факт, что фонд выстоит. Пенсионеры отвечают протестами. 

Именно поэтому накопительные пенсии в Беларуси были и будут добровольными под жестким контролем государства. Предлагают нашей стране и более современные подходы. Например, самим выбирать пенсионный возраст. Идея красивая, но в наших условиях не просчитанная и рискованная.
Эксперты советуют не спешить с новинками. Слишком важный вопрос на кону. Тут - как с гайдаровскими реформами 90-ых, предлагали мировые светила экономики, а расхлебывали десятилетие бывшие советские граждане. И пенсионеры в первую очередь.

Алексей Бинецкий, доктор политологии, юрист, совладелец международного адвокатского бюро "Бинецкий и партнеры": "Беларусь суверенная, самостоятельная, доказавшая свою жизнеспособность в тяжелейших условиях, государство с прекрасным народом. И вполне адекватным и понимающим реалии современного мира руководством страны. Поэтому решать, как совершенно справедливо сказал на этом совещании Президент Лукашенко, надо в зависимости от экономических показателей и отталкиваясь от мнения народа. В России на счет этого мнения особенно никто не заморачивается".

Всего на суд общества и Президента правительство вынесло три сценария. Просчитанных и экономически выверенных. Главное отличие - в скорости реформы, гендерном равенстве и результате для экономики.

Первый - быстрый и экономически самый эффективный. Пенсионный возраст повышается на пять лет. Он позволяет скорее снять нагрузку с занятых, а значит, скорее дать возможность заработать экономике и повысить пенсии.

Второй вариант нацелен на гендерное выравнивание. Мужчинам плюс три, женщинам плюс пять. Учтены здоровье сильной половины, продолжительность жизни мужчин и трудовая нагрузка.

Третий вариант - умеренный и пол пенсионера не учитывает. 58 для женщин, 63 - для мужчин. Симметричное увеличение на 3 года.

При этом реформа планируется не разовой, а плавной. И если начнется с 1 января 2017-го, то с оптимальным шагом в полгода растянется на срок до 10 лет.

Георгий Гриц, заместитель директора ГНУ "Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси": "Мировой опыт говорит о том, что пенсионная реформа была тогда успешна, когда она проходила постепенно. И средний период трансформирования пенсионной системы составлял где-то порядка от 7 до 15 лет. Поэтому вот страшилки, что завтра вот что-то изменится, завтра не выйдешь на пенсию или завтра пенсионер вынужден будет вернуться на прежнее место - я думаю, не более чем домыслы".

На возрасте реформа не заканчивается, а лишь начинается. Параллельно получат развитие инструменты для добровольных накопительных пенсий. Плюс стимулы не оставлять карьеру и новые рабочие места, чтобы и молодежи, и опытным кадрам хватало вакансий. 50 тысяч до конца года - по указу Президента. Дополнительно поручение Министерству образования - твердые гарантии первого рабочего места. Без дискриминации бюджетник ты или платник, государственный работодатель или частный. Сектору малого и среднего бизнеса - стимулы для расширения.

Пока окончательного решения - какой из вариантов лучше для общества - у Президента нет. Он рассчитывает на публичную и широкую экспертизу проектов правительства. Но и затягивать с принятием решения Глава государства не намерен. Ожидается, что согласованный, абсолютно прозрачный и понятный для общества план действий будет выработан в течение нескольких недель. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =