Новости общества

Масштабная схема обмана затронула огромное количество белорусов

Масштабная схема обмана затронула огромное количество белорусов Маштабная схема падману закранула вялізную колькасць беларусаў
24 Апреля 2019

Тысячи обманутых белорусов в поисках справедливости. Не новая, но впервые такая масштабная схема обмана затронула огромное количество людей и принесла организаторам махинации огромную прибыль. Три кол-центра под патронажем двух фирм находили клиентов и обещали им дорогие подарки якобы за счастливую покупку в интернет-магазине. И бесплатные посылки действительно приходили по адресу. Да только содержимое "черных ящиков" оказалось в разы дешевле суммы наложенного платежа, который надо было заплатить за обещанный приз. Вместо швейцарских часов или дорогих украшений откровенные подделки - копеечные стекляшки и безделушки. 

О факте массового обмана людей правоохранители доложили Главе государства. В ответ было поручено немедленно разобраться, мошеннические схемы вычистить на корню и защитить интересы людей. Если вы стали жертвой схемы, о которой сейчас пойдет речь, сообщить об этом можно по номеру телефона, который во время репортажа будет появляться на экране. Что же касается названий фирм, которые решили нажиться таким образом, это ЧУП "Американ Бай" и ООО "Эмисан" (он же ИП Янович). Наши журналисты-эксперты по криминальной тематике провели собственное расследование.

Как на доверии людей махинаторы делали капитал, расскажет Александр Смирнов. История, о которой мы расскажем сегодня, началась несколько лет назад. А закончилась вот этими кадрами оперативной съемки. 40 человек на телефоне смена за сменой больше года обрабатывали доверчивых белорусов. 3 кол-центра распустили телефонные щупальца в карманы людей. Сотрудники обещали приятные подарки, но якобы за скромную плату. В итоге сам подарок был намного скромнее той суммы, которую наивные белорусы отдавали предприимчивым жуликам.

Алексей Юркевич, потерпевший: "Позвонила в начале марта на мобильник неизвестная, представилась невнятно (на работе был, шумно). Сообщила, можно мы вам пришлем подарок? Ответил: Да!".

Их истории почти под копирку, а результат одинаков

Сегодня потерпевшие лишь посыпают голову пеплом. Один из них Алексей. Говорит, и сам мог бы себе позволить небольшой драгоценный сувенир, но кто же откажется от бесплатного? Или почти. Как выяснилось, на почте при получении посылки нужно было внести наложенный платеж. В среднем он составлял 60 рублей. Когда обман раскрылся, все они поступали по-разному. Многие просто смирились с откровенной аферой: два-три десятка долларов казались не такой большой суммой, чтобы поднимать шум и обращаться к правоохранителям.

Разговариваем с Маргаритой Хоняк, потерпевшей.

- Как оцениваете подарок? 
- Я бы никогда такие товары не приобретала. 61 рубль заплатила. 
- А пытались с ними связаться? 
- Нет, я расстроилась и смирилась. 

Даже сейчас, когда есть возможность наказать жуликов, большинство предпочитает не "светиться" в СМИ, но охотно делятся эмоциями по телефону. Мы связались с потерпевшими. Вот что они говорят. 

- Сделал большую глупость, попался на уловку.
- Надуривают людей! Чистый развод! Предлагают одно, высылают совсем другое!
- Действия этого магазина расцениваются как мошенничество, их организаторы должны быть привлечены к уголовной ответственности.
- Получила и очень расстроилась. Созвонилась, деньги возвращать не хотят. Буду подавать в суд. 

А комментарии в Интернете - совсем другой разговор. Здесь обманутые наперебой возмущаются и рассказывают о том, каким образом удача в один прекрасный момент якобы улыбнулась, приводят россыпь примеров. Оказывается, людям сообщали о выигрыше подарочных сертификатов, украшений из драгметаллов и камней, даже конкретных товаров известных брендов. Все по схеме Алексея: не посылка, а кот в мешке. 

Алексей Юркевич, потерпевший: "Не зря же я пришел на почту, заплатил 50 рублей, дома вскрыл - браслет из гематита и подвеска из пластмассы - стоимость 8-10 рублей. Залез на отзывы, понял что обманули".

масштабная схема обмана затронула огромное количество людей.jpg

Изобретателями этой схемы оказались пинские организации ЧУП "Американ Бай" и ООО "Эмисан"

А вот изобретателями этой схемы оказались пинские организации ЧУП "Американ Бай" и ООО "Эмисан", которые на двоих открыли три кол-центра в Пинске и столице. Последний звонок для них уже прозвучал. Изъята документация и компьютерная техника, вся информация тщательно изучается, чтобы до мельчайших деталей восстановить схему махинации. Пришлось подключить даже маркетологов.

Персонал кол-центров прошел специальное обучение

Дар убеждения открывался с помощью особых навыков, для этого даже была разработана специальная методика. А нужными фразами умелые торгаши только раззадоривали клиента. Каждого из потерпевших подкупило волшебное слово - подарок. Дальше большинство людей просто не будет слушать. Давайте его сюда! Профессиональные психологи уверены: это откровенная уловка. Человека положительные эмоции фактически оглушают. И это второй тревожный звоночек. А еще важную роль играла неожиданность звонка, который раздавался в разгар рабочего дня, чтобы у адресата было минимум времени на принятие решения. Практически каждый потерпевший жалуется на то, что слышно оператора кол-центра было плохо, какая-то информация просто прошла мимо ушей.

Янина Коновко,  психолог центра успешных отношений: "Как отследить такого рода манипуляции - стоит отследить эмоции, когда они не подвержены логическому умозаключению. Причем, это могут быть эмоции чисто положительного характера: когда сообщается о неожиданном выигрыше, мы испытываем бурю восторга, радости, счастья, наконец, свершилось чудо в моей жизни, так и негативные эмоции: например, давление на чувство жалости, когда речь идет о детях, сиротах, больных. Это тоже манипуляции, для того, чтобы у вас вызвать чувство жалости и попросить денег".

Есть в этой истории одна очень важная загадка: откуда у махинаторов появилась такая крупная база клиентов интернет-магазинов? Мы попытались разобраться. Оказалось, это довольно-таки ходовой товар в русскоязычном сегменте Интернета. Даже сейчас, в эти минуты, наверняка действует скидка для какого-то региона или области, по которой можно просто и выгодно купить в том числе и свою личную информацию. За примером далеко ходить не надо. Первая же ссылка в поисковике ясно дает понять, что личная информации - это товар, который по идее можно купить за деньги. Продавцы не стесняются указывать цены и объем предлагаемых данных. 

Добросовестные предприниматели ценят свой рейтинг и наработанную клиентскую базу

А вот потерпевшие на вопрос, где белорусские кол-центры взяли контакт того или иного человека, давали очень разнообразные ответы. В основном всю ответственность спихивали на популярные интернет-магазины. 

Богуслава Бородина, потерпевшая: "Из-за того,  что я в Интернете заказывала, сказали,  что есть ваш адрес и сами мне его сообщили. Я давно покупала холодильник, но это был "21 век".

Пытаемся разобраться и обращаемся к тем, кто занимается торговлей в Сети. Представители интернет-магазинов уверенно заявляют: добросовестные предприниматели всегда ценят свой рейтинг и наработанную клиентскую базу. И берегут эту информацию как коммерческую тайну и в интересах своей репутации. 

Павел Матусевич, сооснователь онлайн-гипермаркета: "Клиентская база - это первоочередная основа, мы ей не разбрасываемся. В нашей базе  - каждая четвертая белорусская семья. Учитывая, что мы уже 15 лет работаем на рынке, нет ни у кого шансов получить собранную нами информацию".

О масштабах утечки остается только догадываться. Известно лишь, что за 3 года двумя фирмами было отправлено больше 100 тысяч мелких пакетов. И это только те, кто клюнул на удочку дельцов. Масштабы их деятельности и ущерба продолжают оценивать органы финансовой милиции. Уже возбуждено уголовное дело. 

Юрий Кардымон, замначальника отдела ДФР КГК Беларуси: "ДФР выявлены факты хищения денег в особо крупном размере. Установлено, что два директора субъектов хозяйствования, используя свои служебные полномочия и вводя в заблуждение граждан, разработали и внедрили схему по противоправному завладению денежными средствами".

Работа правоохранителей сейчас кипит - милиция выясняет, кто мог стать жертвой аферистов. 

масштабная схема обмана затронула огромное количество людей.jpg

260 тысяч рублей - сумма, нелегально заработанная за 2018 год

Но есть информация, что фирмы функционировали намного раньше. Поэтому общая сумма ущерба с большой вероятностью вырастет, а количество потерпевших может идти на тысячи. Белпочта в этом уголовном деле - один из важнейших источников информации. Адреса и имена станут ключевыми, а информация ляжет в основу обвинения. Пока в интересах следствия для журналистов эти данные не озвучивают. 

Виктория Джухунян, пресс-секретарь РУП "Белпочта": "Мы работаем в тесном контакте с правоохранительными органами и передаем им все интересующие сведения".

В информационном водовороте всегда найдется место воронке, через которую кто-то захочет обмануть, надуть, подставить, преследуя свои корыстные цели. Это прописная истина и именно она заставляет так усердно работать над информационной и не только безопасностью в абсолютно каждом государстве. Четкая и слаженная система защиты человека, его прав и свобод - сегодня гарантия нормального развития любого цивилизованного общества. И неспроста одним из самых главных запросов современности остается запрос на справедливость. Что это такое - белорусам не надо объяснять. За маской знаменитой "памяркоўнасці" всегда живет понимание того, что сила в правде и острая необходимость защищать и быть под защитой закона, который и в этом конкретном случае обязательно разберется, кто был прав, а кто играл на чувствах ради собственной выгоды.

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзен", чтобы быть в курсе последних событий в Беларуси и мире


Популярное

Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =