Комитет госконтроля продолжает выявлять серые схемы в тендерах и госзакупках, когда компании в обход прямых поставок наживаются на сделках государственных предприятий. Порой внедрение таких фирм-прокладок приводит к серьезному удорожанию продукции. Вопиющий случай - 40-кратное завышение стоимости медтоваров. А ведь сфера здравоохранения в период пандемии - особая строка в бюджете страны. О том, чем могут обернуться такие схемы, расскажет Владимир Королев.
40-кратное завышение цены - рекорд для этого года. Частная компания поставляла из Европы медоборудование и комплектующие к нему. От манжет до томографов. Помощь в поставках осуществляла европейская фирма-посредник, именно через нее производили оплату. Благодаря такому посредничеству цена на товар возрастала. На стадии оформления документов товар становился еще дороже. Самыми дорогими были расходники и запчасти на медоборудование.
Юрий Кардымон, замначальника отдела ДФР Комитета госконтроля Беларуси:
В итоге стоимость увеличивалась в разы и доходила до 40 раз. Разница между ценой производителя и итоговой суммой терялась где-то в Европе, на счетах иностранных фирм-посредников, и распределялась между участниками серой схемы. По результатам возбужденного уголовного дела фигуранты признали вину и уплатили причиненный ущерб. В бюджет уплачено более 3 млн рублей налогов, пени и договорно-правовой компенсации.
После вмешательства финансовой милиции коммерсанты признали свою вину и двукратно возместили ущерб. А вот история с 9-кратным завышением цен на лекарства для онкобольных в Витебской области только набирает обороты - идет расследование. Ущерб от такого посредничества составил 770 тысяч рублей. Осознавая чрезмерный аппетит, фирма-посредник уже возместила в бюджет ущерб в полном объеме.
Уголовные дела возбуждены и в Минске
Две столичные фирмы оптом продавали фармацевтические, ветеринарные, медицинские и ортопедические товары. В этом случае должностные лица белорусских компаний сами договаривались с производителями. Но документы предпочитали оформлять через литовскую фирму-прокладку, которая привозила оборудование в страну и выписывала другие товаросопроводительные документы, указывая завышенную стоимость.
Юрий Кардымон, замначальника отдела ДФР Комитета госконтроля Беларуси:
В итоге стоимость увеличивалась в разы, составляла более чем в 3 раза. Незаконно полученную прибыль собственники тратили на красивую жизнь, а государственные учреждения здравоохранения вынуждены были покупать товары по завышенным ценам. В настоящее время должностные лица белорусских компаний в добровольном порядке уплатили более 4 млн руб. причиненного ущерба.
Необоснованных посредников хватает не только в медицинской сфере
Департамент финансовых расследований в Могилевской области выявил странную закупку. Госкомпания купила премиксеры топливных форсунок на сумму 600 тысяч рублей при их реальной стоимости в 200 тысяч. Проверка показала: фирма купила старые запчасти и отправила их пылиться на склад, хотя по документам запчасти уже установлены на оборудование.
Дмитрий Карпович, замначальника управления ДФР КГК Беларуси по Могилевской области:
Проверка показала, что должностные лица госпредприятия находились в сговоре с поставщиком премиксеров, обеспечив ему победу при проведении закупки, получив за это денежное вознаграждение в размере 58 тыс. руб. Также в приобретении госпредприятием отсутствовала необходимость в покупке.
Теперь в отношении руководителей предприятия возбуждено уголовное дело по фактам превышения служебных полномочий и получения взятки. На имущество фигурантов наложен арест. В отдельных случаях бизнесу без посредников не обойтись, говорят в Госконтроле, но проверка показывает: там, где государство выделяет средства на развитие и модернизацию, периодически проскальзывают серые схемы посредников.
Дмитрий Щечин, начальник управления Комитета госконтроля Беларуси:
Наши проверки показали, что схемы, построенные на необоснованном посредничестве, построены на взятках, злоупотреблении властью и коррупции. Причины - корыстная заинтересованность. Проверками выявлены факты лоббирования интересов конкретных поставщиков. Это приводило к расходу бюджетных средств. Использование криминальных схем при импорте позволяла недобросовестным субъектам уходить от уплаты налогов, что в свою очередь приводило к недопоступлению средств в бюджет.
За прошлый год Комитетом госконтроля выявлено более 80 преступлений, связанных с необоснованным посредничеством. Сегодня ведомство имеет широкие полномочия проверки и мониторинга госзакупок. Но, несмотря на это, ежегодно финансовая милиция разрабатывает механизмы по оперативному реагированию на новые серые схемы и предупреждению таких преступлений.
Читайте также:
- Мониторинг цен на социально значимые товары проходит по всей Беларуси
- Ценообразование в Беларуси находится на контроле сенаторов, МАРТ и КГК
- Нарушений, связанных с ростом цен в аптеках Беларуси, становится меньше