Беларусь после Чернобыля в цифрах и фактах

Всего за несколько дней 1986-го половина районов нашей страны оказалась загрязненной радионуклидами: какие-то больше, какие-то меньше. Свой адрес навсегда были вынуждены сменить 137 000 человек. Опустела 471 деревня и город. «Чернобыльцам» предоставляли новые квартиры, выплачивали компенсации и пособия. Впрочем, возможно ли подсчитать все, когда речь идет о доме, о здоровье или о близких. В целом, каждый год на чернобыльскую программу уходит минимум 3% бюджета страны. За 30 лет - это 22 миллиарда долларов. А всего же ущерб от Чернобыля оценивается в 235 миллиардов долларов. В ценах 1985 года - это 32 бюджета нашей страны. Из этих денег почти 82% - это поддержание производств на пострадавших землях и защитные меры. 6% - упущенная выгода, подсчитанная, к слову, приблизительно. Еще 12% - это деньги, которых мы не заработали из-за того, что нельзя засеивать собственную землю. Всего из оборота выведено 265 тысяч гектаров сельхозземель. Для сравнения: сегодня, после целого комплекса специальных мероприятий, мы можем использовать всего 18 тысяч гектаров. Что из себя представляют вот эти возрожденные территории? Во-первых, конечно, это жизнь. Строятся новые дома, водопроводы, используют артезианские скважины, чтобы обеспечить чистой питьевой водой. Пострадавшие районы обеспечивают природным газом: сегодня газифицировано 43 тысячи жилых домов. Кроме того, деньги идут на ремонт и реконструкцию больниц, поликлиник, на их переоснащение. Например, в Лунинце построено новое здание районной больницы с отделение гемодиализа. К слову, еще с 2003 в Гомеле работает РНПЦ радиационной медицины. Тем не менее, большая часть 30-километровой зоны отчуждения (а это почти 470 тысяч гектаров) - это наша земля, которая еще сотни лет будет нам чужой. 2 процента территории Беларуси не очистятся в человеческом понимании никогда - период полураспада урана-238 - 4,5 миллиарда лет. Ну, а там где жизнь может и должна быть… Все эти 30 лет после Чернобыля мы не смотрели на эти земли как на отрезанный кусок, а искали и находили способы вернуть - разумеется, где это возможно к жизни. Легко отказываться от земли, если она не твоя, и если она находится за тысячи километров от твоих границ. Но если это твоя земля и на ней живут, твои люди, у тебя не остается ничего, кроме того, чтобы всеми силами вдыхать в нее жизнь. И, как видим, это получается. Поменялись даже термины. Если раньше мы говорили «загрязненные» регионы, то сегодня так - возраждающиеся. Увы, на этом пути мы первые и, дай Бог, последние! 
01.05.2016 21:15

Всего за несколько дней 1986-го половина районов нашей страны оказалась загрязненной радионуклидами: какие-то больше, какие-то меньше. Свой адрес навсегда были вынуждены сменить 137 000 человек. Опустела 471 деревня и город. «Чернобыльцам» предоставляли новые квартиры, выплачивали компенсации и пособия. Впрочем, возможно ли подсчитать все, когда речь идет о доме, о здоровье или о близких.

В целом, каждый год на чернобыльскую программу уходит минимум 3% бюджета страны. За 30 лет - это 22 миллиарда долларов. А всего же ущерб от Чернобыля оценивается в 235 миллиардов долларов. В ценах 1985 года - это 32 бюджета нашей страны.

Из этих денег почти 82% - это поддержание производств на пострадавших землях и защитные меры. 6% - упущенная выгода, подсчитанная, к слову, приблизительно. Еще 12% - это деньги, которых мы не заработали из-за того, что нельзя засеивать собственную землю. Всего из оборота выведено 265 тысяч гектаров сельхозземель. Для сравнения: сегодня, после целого комплекса специальных мероприятий, мы можем использовать всего 18 тысяч гектаров.

Что из себя представляют вот эти возрожденные территории? Во-первых, конечно, это жизнь. Строятся новые дома, водопроводы, используют артезианские скважины, чтобы обеспечить чистой питьевой водой. Пострадавшие районы обеспечивают природным газом: сегодня газифицировано 43 тысячи жилых домов. Кроме того, деньги идут на ремонт и реконструкцию больниц, поликлиник, на их переоснащение. Например, в Лунинце построено новое здание районной больницы с отделение гемодиализа. К слову, еще с 2003 в Гомеле работает РНПЦ радиационной медицины.

Тем не менее, большая часть 30-километровой зоны отчуждения (а это почти 470 тысяч гектаров) - это наша земля, которая еще сотни лет будет нам чужой. 2 процента территории Беларуси не очистятся в человеческом понимании никогда - период полураспада урана-238 - 4,5 миллиарда лет.

Ну, а там где жизнь может и должна быть… Все эти 30 лет после Чернобыля мы не смотрели на эти земли как на отрезанный кусок, а искали и находили способы вернуть - разумеется, где это возможно к жизни. Легко отказываться от земли, если она не твоя, и если она находится за тысячи километров от твоих границ. Но если это твоя земля и на ней живут, твои люди, у тебя не остается ничего, кроме того, чтобы всеми силами вдыхать в нее жизнь. И, как видим, это получается. Поменялись даже термины. Если раньше мы говорили «загрязненные» регионы, то сегодня так - возраждающиеся. Увы, на этом пути мы первые и, дай Бог, последние! 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =