Беларусь попала в антирейтинг ВОЗ

Несколько дней назад в прессе появилась новость о том, что Беларусь попала в топ-3 стран по смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Заявление громкое, звучит угрожающе, а потому неудивительно, что вызвало широкий резонанс. Тем более что рейтинг составили не где-нибудь, а в ВОЗ. Но! Потом начали появляться вопросы. Во-первых, каким образом страна лесов, про которую говорят "легкие Европы" оказалась в таком антирейтинге? А во-вторых, захотелось понять — а как замеряли. Ведь приборы наших ученых ничего подобного не показывают. Мы попытались разобраться в этом сами и были, мягко говоря, удивлены. Нас попытались убедить, что белорусы умирают чуть ли не от пыли. Доказательства? А их нет. Оказалось, главное — привлечь внимание, то есть - напугать. Чтобы расставить все точки над "і", Наталья Тарасюк собрала комментарии всех сторон. Концентрация оксида азота, диоксида серы, углекислого газа, а еще влажность, скорость и направление ветра. Каждые 20 минут эта станция непрерывного измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе отправляет данные в гидрометеоцентр. Вся информация в открытом доступе и хранится в архиве. Можно поднять и данные четырехлетней давности. Именно в 2012 анализировали авторы доклада. Богдана Козерук, начальник информационно-аналитического отдела мониторинга атмосферного воздуха ГУ "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" Минприроды Беларуси: "Результаты стационарных наблюдений в 2012-м позволяют сделать вывод, что общая картина состояния атмосферного воздуха в промышленных центрах по-прежнему достаточно благополучна. Наблюдается устойчивая тенденция снижения содержания в воздухе специфических веществ, уменьшились значительно концентрации сероуглерода, концентрации сероводорода, фенола аммиака, концентрация бензола ниже, чем в других столицах мира". Официальный запрос, говорят белорусские метеорологи, от исследователей ВОЗ не приходил. Глава белорусского офиса поясняет: авторы взяли за основу данные со спутников, наземные топографические измерения. Это первый подобный доклад — 3000 городов из 103 стран. Целью доклада, признаются в бюро, было и привлечь внимание к экологическому вопросу. Батыр Бердыклычев, глава бюро ВОЗ в Беларуси: "Данная база данных основана на оценке смертности по пяти основным заболеваниям: ишемическая болезнь сердца, инсульт, хронические обструктивы, легочные заболевания, рак легких, острые респираторные инфекция. ВОЗ не ставила целью ранжировать страны по тому или иному индикатору. Выявляется общая закономерность у стран, скажем так, европейского региона, в том числе Беларуси, о том, что общий показатель смертности требует внимания. Это связано также с эффектом старения населения, которому европейские страны больше подвержены. Известно, что более пожилое население (у них есть сопутствующие заболевания, хронические заболевания), поэтому воздействие загрязненного воздуха более губительно, они более ранимы к этому. Если сравнивать страны, то есть другой показатель, стандартизованный показатель, который дает более реалистичную картину о воздействии загрязненного воздуха на смертность. По этому показателю состояние в Беларуси более благополучно выглядит". Оценку воздействия твердых частиц, а, проще говоря, пыли, авторы доклада смоделировали. Ее содержание (которое зависит от осадков и имеет сезонность) наши специалисты тоже отслеживают с помощью специального анализатора. Всего в стране 66 стационарных пунктов мониторинга, из них 15 - автоматических. За воздухом столицы непрерывно следят 5 таких станций. Причем находятся они в разных зонах — не только в зеленых и спальных районах, но и в так называемых проблемных местах — вблизи тракторного и завода отопительного оборудования. Экологические вопросы на отопительном заводе в Минске, к примеру, решает итальянская установка по очистке ваграночных газов производительностью 15 тонн в час. Комплекс очищает порядка ста тысяч кубометров воздуха ежечасно. В большей степени воздух загрязняют отнюдь не предприятия, а обычный транспорт. В среднем по Беларуси этот показатель составляет 70%, в Минске чуть выше — 80-85%, и только 20% приходится на заводы города. С тем, что вина в загрязнении больше лежит именно на машинах, согласна и ВОЗ. Особенно, когда речь идет о неэффективных видах транспорта. Улучшить воздушную обстановку могли бы электромобили. На таких машинах белорусы уже ездят. А зарядить электрокар можно и в собственном гараже, и на специальных станциях. Запаса хода в городских условиях более чем хватит. Сергей Завьялов, начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух и водные ресурсы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды: «Электромобиль, конечно, по сравнению с дизельным или бензиновым - это и нулевой выброс… Что касается личного транспорта, то, конечно, за последний десяток лет мы видим, что тенденция меняется к лучшему. Белорусы покупают более новые автомобили. Парк автомобилей с низкими экологическими характеристиками выводится из эксплуатации либо не эксплуатируется». Чистота воздуха напрямую зависит от погодных условий. К примеру, высокая температура, слабый ветер и низкая влажность — уже идеальные условия для увеличения формальдегида. Холод - сжигание мазута — и как результат, может возрасти концентрация бензопирена и диоксида серы. Но важно заметить: рост показателей еще не означает превышение нормы. И, кстати, ненастная уходящая неделя хоть и была дискомфортной по ощущениям, вот только воздух, как отмечают специалисты, был чище.
07.10.2016 20:48

Несколько дней назад в прессе появилась новость о том, что Беларусь попала в топ-3 стран по смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Заявление громкое, звучит угрожающе, а потому неудивительно, что вызвало широкий резонанс. Тем более что рейтинг составили не где-нибудь, а в ВОЗ. Но! Потом начали появляться вопросы. Во-первых, каким образом страна лесов, про которую говорят "легкие Европы" оказалась в таком антирейтинге? А во-вторых, захотелось понять — а как замеряли. Ведь приборы наших ученых ничего подобного не показывают. Мы попытались разобраться в этом сами и были, мягко говоря, удивлены. Нас попытались убедить, что белорусы умирают чуть ли не от пыли. Доказательства? А их нет. Оказалось, главное — привлечь внимание, то есть - напугать. Чтобы расставить все точки над "і", Наталья Тарасюк собрала комментарии всех сторон.

Концентрация оксида азота, диоксида серы, углекислого газа, а еще влажность, скорость и направление ветра. Каждые 20 минут эта станция непрерывного измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе отправляет данные в гидрометеоцентр. Вся информация в открытом доступе и хранится в архиве. Можно поднять и данные четырехлетней давности. Именно в 2012 анализировали авторы доклада.

Богдана Козерук, начальник информационно-аналитического отдела мониторинга атмосферного воздуха ГУ "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" Минприроды Беларуси: "Результаты стационарных наблюдений в 2012-м позволяют сделать вывод, что общая картина состояния атмосферного воздуха в промышленных центрах по-прежнему достаточно благополучна. Наблюдается устойчивая тенденция снижения содержания в воздухе специфических веществ, уменьшились значительно концентрации сероуглерода, концентрации сероводорода, фенола аммиака, концентрация бензола ниже, чем в других столицах мира".

Официальный запрос, говорят белорусские метеорологи, от исследователей ВОЗ не приходил. Глава белорусского офиса поясняет: авторы взяли за основу данные со спутников, наземные топографические измерения. Это первый подобный доклад — 3000 городов из 103 стран. Целью доклада, признаются в бюро, было и привлечь внимание к экологическому вопросу.

Батыр Бердыклычев, глава бюро ВОЗ в Беларуси: "Данная база данных основана на оценке смертности по пяти основным заболеваниям: ишемическая болезнь сердца, инсульт, хронические обструктивы, легочные заболевания, рак легких, острые респираторные инфекция. ВОЗ не ставила целью ранжировать страны по тому или иному индикатору. Выявляется общая закономерность у стран, скажем так, европейского региона, в том числе Беларуси, о том, что общий показатель смертности требует внимания. Это связано также с эффектом старения населения, которому европейские страны больше подвержены. Известно, что более пожилое население (у них есть сопутствующие заболевания, хронические заболевания), поэтому воздействие загрязненного воздуха более губительно, они более ранимы к этому. Если сравнивать страны, то есть другой показатель, стандартизованный показатель, который дает более реалистичную картину о воздействии загрязненного воздуха на смертность. По этому показателю состояние в Беларуси более благополучно выглядит".

Оценку воздействия твердых частиц, а, проще говоря, пыли, авторы доклада смоделировали. Ее содержание (которое зависит от осадков и имеет сезонность) наши специалисты тоже отслеживают с помощью специального анализатора.

Всего в стране 66 стационарных пунктов мониторинга, из них 15 - автоматических. За воздухом столицы непрерывно следят 5 таких станций. Причем находятся они в разных зонах — не только в зеленых и спальных районах, но и в так называемых проблемных местах — вблизи тракторного и завода отопительного оборудования.

Экологические вопросы на отопительном заводе в Минске, к примеру, решает итальянская установка по очистке ваграночных газов производительностью 15 тонн в час. Комплекс очищает порядка ста тысяч кубометров воздуха ежечасно.

В большей степени воздух загрязняют отнюдь не предприятия, а обычный транспорт. В среднем по Беларуси этот показатель составляет 70%, в Минске чуть выше — 80-85%, и только 20% приходится на заводы города.

С тем, что вина в загрязнении больше лежит именно на машинах, согласна и ВОЗ. Особенно, когда речь идет о неэффективных видах транспорта. Улучшить воздушную обстановку могли бы электромобили. На таких машинах белорусы уже ездят. А зарядить электрокар можно и в собственном гараже, и на специальных станциях. Запаса хода в городских условиях более чем хватит.

Сергей Завьялов, начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух и водные ресурсы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды: «Электромобиль, конечно, по сравнению с дизельным или бензиновым - это и нулевой выброс… Что касается личного транспорта, то, конечно, за последний десяток лет мы видим, что тенденция меняется к лучшему. Белорусы покупают более новые автомобили. Парк автомобилей с низкими экологическими характеристиками выводится из эксплуатации либо не эксплуатируется».

Чистота воздуха напрямую зависит от погодных условий. К примеру, высокая температура, слабый ветер и низкая влажность — уже идеальные условия для увеличения формальдегида. Холод - сжигание мазута — и как результат, может возрасти концентрация бензопирена и диоксида серы. Но важно заметить: рост показателей еще не означает превышение нормы. И, кстати, ненастная уходящая неделя хоть и была дискомфортной по ощущениям, вот только воздух, как отмечают специалисты, был чище.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =