С нами на связи одна из самых знаковых точек - аэродром Мачулищи под Минском. Именно там формируется основной воздушный эшелон для участия в параде.
Аэродром - закрытый для гражданской авиации, но нашему корреспонденту Александру Смирнову, по всей видимости, удалось раскрыть некоторые секреты военной кухни.
Наша съемочная группа ведет прямой репортаж с аэродрома Мачулищи под Минском. Именно отсюда взлетает основная группа авиации, которая примет участие в параде. Вы видите, что техника выставлена - и даже здесь, на земле, это сделано в четком строгом порядке. Поскольку имеет огромное значение, в какой очередности будет взлетать каждая пилотажная группа. Над приготовлением каждой машины колдуют техники. Со стороны все кажется размеренным и спокойным, но только на первый взгляд - основой процесс сейчас идет в командной рубке. Именно там, в диспетчерской, а это, как говорят сами пилоты, - сердце авиации, собралось командование, которое и будет руководить всем процессом. Открою небольшой секрет: штурманы уже ведут самолеты, которые первыми поднялись в воздух. Это российские стратегические самолеты, но об этой составляющей подробнее я расскажу позже. А вот о секретах авиационной кухни мы поговорили с руководителем полетов.
Сергей Макаров, руководитель полетов 116-й штурмовой авиабазы: "Ответственности очень четко определены и распределены, потому что одному человеку с этим не справиться. Полеты осуществляются с 5 аэродромов: 3 аэродрома Российской Федерации и два белорусских аэродрома, в том числе в Мачулищах, которым мы руководим".
Аэродром в Энгельсе под Саратовом находится на удалении 1 тысячи 300 километров от Минска. Именно там базируется российский "Медведь". По классификации НАТО, российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, но это лишь одна составляющая воздушного эшелона. Всего в небе над столицей пролетят пять десятков самолетов и вертолетов. Традиционно во главе воздушного парада три вертолета Ми-8 с национальным флагом и штандартами Вооруженных сил, ВВС и войск ПВО. Далее идут звенья Ка-52, Ми-24, Су, Як, МиГ, транспортная авиация и стратегические бомбардировщики. Честно говоря, даже, перечисляя все это, у меня мурашки бегут по коже, а вот волнуются ли сами военные - спросим у главного штурмана Сергея Горошко. Как удается так четко организовать пролет над городом, и в чем основные сложности?
Сергей Горошко, главный штурман штурманской службы управления авиации ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Беларуси: "В параде этого года у нас группы выполняют полет на пяти различных скоростях из пяти различных аэродромов. Для людей, которые стоят внизу, возле стелы, и наблюдают эту картину, все идут с интервалом в десятки секунд, а на самом деле взлетают за несколько часов".
До запуска двигателей остается каких-то полтора часа. У нас, телевизионщиков, а, тем более, у авиаторов, не принято загадывать вперед. Поэтому дождемся этого времени и вернемся в эфир уже скоро.
Смотреть военный парад, посвященный 75-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.