Это пейзаж. Коллекция ландшафтов, которая собиралась задолго до создания самого центра, показана не в полном масштабе. Почему, расскажет Ольга Медведь.
3 зала, 3 поколения, 3 десятка художников, от каждого - не более 2 работ. Картины учителей и их учеников презентовали в одном выставочном пространстве. В их исполнении пейзажи родины, начиная с середины прошлого столетия до современных урбанизированных ландшафтов.
Картина "Предчувствие" Гавриилы Ващенко по размеру самая большая на выставке, но не в творчестве самого мастера. Художник - основатель школы национального монументального пейзажа. Его полотна находятся в фондах почти 30 музеев мира. Мастера называют последним художником, что создавал в так называемом суровом стиле.
Зал представителей среднего поколения художников открывает пейзаж Витебска народного художника Беларуси Леонида Щемелева. Работа, выполненная в 1985 году, сразу привлекла внимание и была выкуплена в национальные фонды через два года.
Ученики, которые теперь уже и сами учителя. Классический, лирический пейзаж, который находится во втором зале, для половины мастеров стал творческим переломом. После картин "Светлая ночь" Николай Бущик начал заниматься колористикой, а полотно Владимира Толстика "Домой" с ночным переулком Орши признано лучшим городским пейзажем.
Все картины на выставке приобретались Центром современных искусств в конце 80-х - начале 90-х. Художники также отдавали работы в дар, желая, чтобы произведения были в национальных сокровищницах.
Отдельный зал отведен под геометрический пейзаж. Эти рисунки заметно отличаются от классического изображения ландшафта. В основе не конкретный сюжет, а колористичность полотна и абстрактные мысли на тему природы.
Среди современных пейзажей есть и работа основателя геометрического стиля в Беларуси, представителя витебской школы, автора гобелена столетия Александра Кищенко. Монументалист делал также и непривычные маленькие абстрактные произведения. Мало кто знает, что четыре панно на домах у Национальной библиотеки выполнены по его эскизам.