В Минске в Национальном художественном музее открылась выставка под названием Пересечение и преемственность в Майенне.
Впервые в Беларуси презентация произведений французских авторов, представляющих различные направления художников-самоучек. Данная экспозиция познакомит гостей музея с интереснейшим искусством - работами так называемых наивных художников. Подробнее Наталья Бордиловская.
Представители французского наива Брижит Морис и Эммануэль Доро впервые в Минске. Лично приехали защитить наивное направление, которому посвятили всю свою творческую жизнь. Знакомство с белорусами начинают в Национальном художественном музее с экспозиции коллеги - представителя белорусского наивного течения Язепа Дроздовича.
Брижит Морис, художник, г. Лаваль, Франция: Это что-то необычное. Необычная техника, которая заключается в противопоставлении различного цвета и различного света. А также есть необычность личности этого человека. Он наделенный сверхъестественными особенностями, особым мышлением человек….
По сей день идут споры о том, что и ранний Шагал шел тоже в наивном направлении. Первые выставки художника в Минске у зрителя вызывали противоречивые впечатления… Так может любой - в адрес наивного искусства можно услышать и от профессиональных художников, и от зрителей. Но разве выставить собственные каляки-маляки на всеобщее обозрение - каждому по плечу?
Выставка Пересечение и преемственность в Майенне - это 40 работ от 10 художников местечка на юге Франции, которое называют колыбелью и средоточением наивного искусства. Сюрреалистические, полные фантастики сюжеты и рисунки, напоминающие творчество первобытных людей. Этому направлению более двух веков. На выставке в Минске лучшее, что создано мастерами 60-70-ых XX века.
Среди них нет профессиональных мастеров. Наивное искусство - это творчество в свободное от основного занятия время. Среди французов, чьи работы запечатлены в истории примитивного искусства и представлены в этой экспозиции, кузнецы и краснодеревщики, строители и врачи. Рисованием они не зарабатывали на жизнь и не самоутверждались в искусстве. Просто выплескивали на бумагу и холст свои мысли и мироощущения.
Эммануэль Доро, помощник мэра по вопросам культуры и сохранения культурного наследия, г. Лаваль, Франция: Нужно различать настоящее наивное искусство и искусственное. Настоящее там, где есть техника и искренность художника. Это мастерство. А искусственное - это подмастерье, это попытка что-то создать, но на самом деле подражание….
На первый взгляд лубок или рисунок дошкольника - полотно наивного художника оставляет разные отзывы, кроме равнодушных. В конце концов у этого направления есть свои вершины и авторитеты. Например, прославленный в песне про Миллион алых роз грузинский художник-самоучка Нико Пиросмани.