В Смиловичах появился зал в честь известного белоруса Шрага Царфина

Имя этого талантливого белоруса долгие десятилетия оставалось неизвестным на родине. В мировую историю он вошел как дизайнер по ткани, книжный иллюстратор, поэт и живописец. Шрага Царфин - уроженец Беларуси и представитель парижской художественной школы. И вот теперь спустя более 40 лет после смерти художника в Смиловичах появился зал в честь известного белоруса. Причем он стал первым в мире музеем художника. О возрождении забытых имен - Елена Бормотова. «Девушки среди цветов» - работа из мистического цикла Царфина, созданная в середине прошлого века. В Беларуси всего одна. Каждый человек, глядя на нее, видит разное количество персонажей. Не профессионал замечает одного-двух. Искусствоведы насчитали 13 девушек. Но это не предел. Учиться живописи Царфин стал в школе академика Трутнева в Вильне, затем - школа искусств «Бецалель» в Иерусалиме, Германия и Франция. Царфин - участник двух войн. Во время Первой мировой служил в еврейском легионе британской армии. А во время Второй мировой - участник французского движения Сопротивления. Довоенные работы художника пропали. Как считали, бесследно. Но сегодня они изредка всплывают на аукционах. Самая многочисленная коллекция Царфина у французского коллекционера Поля Рампено. Свыше 80 полотен. Больше, чем у наследников. Царфин - один из немногих художников - выходцев из Беларуси - представителей Парижской школы, который постоянно говорил о том, что он родом из Беларуси, и всегда упоминал местечко Смиловичи. И даже дома на семейных торжествах он исполнял песни на белорусском языке. Фотографии из семейного архива в музейную экспозицию передала дочь художника Лилиан. Она мечтала о музее на родине своего отца, которую сама так ни разу и не видела. Белорусский зал Царфина стал первым в мире музеем художника. Светлана Хасиневич, руководитель музея «Пространство Хаима Сутина»: "Казалось настоящим чудом, когда Лилиан Царфин согласилась подарить для нашего музея подлинные работы своего отца. И не только работы. Она подарила подлинную палитру отца, она подарила эскизный блокнот отца - это действительно дорогие вещи для любого музея". Возможно, именно с этой палитрой создавались полотна, которые сегодня представлены в экспозиции Царфина. Две работы гуашью - это собственность музея. А картины, фрагменты тканей, разработанных художником для различных домов мод, все из частных коллекций. Дома Царфина в Смиловичах не сохранилось. Городок сильно пострадал в годы войны. Наследники художника - внук и племянники, которые приехали на родину своего предка из разных стран мира - Франции, России, Израиля, посадили деревья рядом с центром, где находится музейный зал Царфина. Кстати, именно в Смиловичах они впервые встретились. До этого лишь знали о существовании друг друга. 
07.11.2016 21:23

Имя этого талантливого белоруса долгие десятилетия оставалось неизвестным на родине. В мировую историю он вошел как дизайнер по ткани, книжный иллюстратор, поэт и живописец. Шрага Царфин - уроженец Беларуси и представитель парижской художественной школы. И вот теперь спустя более 40 лет после смерти художника в Смиловичах появился зал в честь известного белоруса. Причем он стал первым в мире музеем художника. О возрождении забытых имен - Елена Бормотова.

«Девушки среди цветов» - работа из мистического цикла Царфина, созданная в середине прошлого века. В Беларуси всего одна. Каждый человек, глядя на нее, видит разное количество персонажей. Не профессионал замечает одного-двух. Искусствоведы насчитали 13 девушек. Но это не предел.

Учиться живописи Царфин стал в школе академика Трутнева в Вильне, затем - школа искусств «Бецалель» в Иерусалиме, Германия и Франция. Царфин - участник двух войн. Во время Первой мировой служил в еврейском легионе британской армии. А во время Второй мировой - участник французского движения Сопротивления. Довоенные работы художника пропали. Как считали, бесследно. Но сегодня они изредка всплывают на аукционах. Самая многочисленная коллекция Царфина у французского коллекционера Поля Рампено. Свыше 80 полотен. Больше, чем у наследников.

Царфин - один из немногих художников - выходцев из Беларуси - представителей Парижской школы, который постоянно говорил о том, что он родом из Беларуси, и всегда упоминал местечко Смиловичи. И даже дома на семейных торжествах он исполнял песни на белорусском языке.

Фотографии из семейного архива в музейную экспозицию передала дочь художника Лилиан. Она мечтала о музее на родине своего отца, которую сама так ни разу и не видела. Белорусский зал Царфина стал первым в мире музеем художника.

Светлана Хасиневич, руководитель музея «Пространство Хаима Сутина»: "Казалось настоящим чудом, когда Лилиан Царфин согласилась подарить для нашего музея подлинные работы своего отца. И не только работы. Она подарила подлинную палитру отца, она подарила эскизный блокнот отца - это действительно дорогие вещи для любого музея".

Возможно, именно с этой палитрой создавались полотна, которые сегодня представлены в экспозиции Царфина. Две работы гуашью - это собственность музея. А картины, фрагменты тканей, разработанных художником для различных домов мод, все из частных коллекций.

Дома Царфина в Смиловичах не сохранилось. Городок сильно пострадал в годы войны. Наследники художника - внук и племянники, которые приехали на родину своего предка из разных стран мира - Франции, России, Израиля, посадили деревья рядом с центром, где находится музейный зал Царфина. Кстати, именно в Смиловичах они впервые встретились. До этого лишь знали о существовании друг друга. 


Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =