В экспозиции и мебель от архитектора самого Наполеона, и бинокль от производителя самого известного пенсне Чехова, и высокая мода ХІХ столетия. Многие экспонаты имеют аналоги только в музеях Кремля и Нью-Йорка.
Рассказывает Ольга Медведь.
Оригинальные, именные вещи с инициалами владельцев. От шпилек и булавок до пышных нарядов, посуды и мебели XVIII – XX веков. Шик и флирт тех времен от ведущих модных домов и именитых обладателей. Несвижский замок, где многие экспонаты впервые видели свет, организовывает “Большой бал Радзивиллов”.
Автор этого понятия - Чарльз Фредерик Уорт, он же модельер некоторых подписных платьев из частной коллекции одного владельца. Наряды экстра-класса сделаны исключительно из натуральных тканей и не менее чем на 70% вручную. На реставрацию такого платья уходит несколько лет. В то время для того, чтобы пошить такой наряд, уходили месяцы кропотливого и плодотворного труда, десятки метров ткани и тысячи всевозможных украшений.
Игорь Сурмачевский, коллекционер:
"В первую очередь хотелось показать своей коллекцией торжественность самого бала, т. е. какую-то изюминку, какую-то необычность самого этого действа. На то время это было изысканно, элегантный полет флирта. Тогда, скажем, не танцевали танец, а чертили ножкой любовное послание кавалеру".
Подготовка к балу – дело не из легких. Она занимала несколько дней. Дама надевала около восьми элементов только нижнего белья, которое впервые в Беларуси представлено на выставке “Большой бал у Радзивиллов”. Для того чтобы достигнуть идеальной (так называемой осиной) талии, корсет затягивали натуго. Еще один важный элемент дамского образа – это веер. Их на выставке отдельная коллекция. Атлас, кружево, бумага, кость и рог – материалы для исполнения самые разные, как и места их изготовления. На первый взгляд, функционально примитивный предмет, на деле был скрытным оружием для флирта. От того, насколько дама откроет веер, зависело назначенное время тайного свидания.
Игорь Сурмачевский, коллекционер:
"В то время дама на балу не просто пробегала, ища определенного или следующего кавалера, она торжественно шествовала, показывала свое величие, свою красоту и, естественно, она требовала к себе совершенно другого внимания".
Одной из главных жемчужин коллекции является платье Марии Валерии Габсбург - дочери Австрийской императрицы Сиси. Неотъемлемой частью ее наряда является муфта. Сохранилась и коробка от этого аксессуара. На выставочном стеллаже также представлены и бальные туфельки, которые по покрою напоминают современные балетки, вот только выполнены они из натурального атласа, а подошва из тончайшей кожи. За один вечер дама могла сменить от трех пар такой обуви.