Отец и сын увековечили память Дунина-Мартинкевича, Купалы, Радзивилла в камне и металле. В Национальном художественном музее открылась выставка скульпторов Льва и Сергея Гумилевских. Семейный дуэт украшает своими монументальными произведениями не только белорусские, но и зарубежные города. Репортаж Ольги Медведь.
Патриот и романтик, отец и сын. Их творческий тандем сложился в 90-е. Благодаря совместной работе Льва и Сергея Гумилевских, аллею у Большого театра Беларуси украшает скульптурная композиция «Балет», а по всей стране в бронзе ожили Радзивиллы, Максим Богданович, Кирилл Туровский, Винцент Дунин-Марцинкевич, Франтишек Богушевич и еще десятки личностей, без которых сложно представить нашу историю.
Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
«Это своего рода такой отчет скульпторов о том, что они сделали на протяжении своей жизни. Т.е. здесь есть и ученические работы Сергея, которые тоже впоследствии переделывались и воплощались, есть проекты монументальных памятников, есть основные ключевые образы и темы, которые они разрабатывали на протяжении своего творчества».
Художественная история отца началась с Несвижских земель. После войны туда переехала семья Льва Николаевича. Там - и первая школа искусств, и первые скульптуры будущего народного художника. Приходилось работать в сложное послевоенное время, когда не было возможности отливать фигуры в Минске - заказы выполняли Ленинград и Москва.
Казалось бы, и путь его сына был предначертан. Сергей Гумилевский рос в мастерской отца, который и стал его первым и основным учителем. В отличие от Гумилевского-старшего, младший отдает предпочтение не металлу, а природным материалам - дереву и камню.
Созданный в тандеме памятник Янке Купале в Москве признан лучшим в мире изображением народного поэта Беларуси. Вскоре и Варшава увидит фигуры наших классиков Купалы и Коласа в исполнении Гумилевских.
Скульптура Льва Гумилевского, которая неподвластна даже залу Национального художественного музея. Памятник Янки Купалы в одноименном сквере в центре Минска был создан к 90-летию белорусского песняра. Изначально это был бюст поэта, но в 1972 году его заменила именно эта композиция.