Более 60 стран принимают участие в 27 Московской международной книжной выставке. Она открылась сегодня на ВДНХ.
Более 60 стран принимают участие в 27 Московской международной книжной выставке. Она открылась сегодня на ВДНХ. Всего на ней представлено свыше 200 тысяч изданий на десятках языков мира. Между тем, по статистике, россияне не слишком стремятся читать - за полугодие тиражи упали на 8 миллионов экземпляров, а за 5 лет выпуск книг в России сократился на треть. И, тем не менее, выставка привлекает своего читателя.
Максим Короткин узнал, что все-таки еще читают.
В России больше нет самиздата. Может, отсутствие запретов перестало стимулировать интерес к печатной книге, а может, банальный недостаток информации. Книги не рекламируют, как стиральный порошок или концепт-кары. Скорее, говорят знатоки, во всем виновато общее снижение интереса к чтению и обилие иных источников информации. Писателям и издателям остается гадать, что будет интересно сегодняшнему потребителю через полгода.
Каждый год московская книжная выставка-ярмарка ставит перед издателями 2 вопроса: что сейчас читают и, соответственно, что издавать? Самое интересное, что все на эти вопросы отвечают по-разному, и единого тренда никто так и не определил.
Крупные издательства, впрочем, определились давно: учебная литература приносит больше дивидендов, чем художественная. Отсюда - целое направление в издательстве: нон-фикшн, все, кроме художественной книги.
Художественная литература преимущественно берет медийностью авторов. У писателей вроде Акунина, Веллера или Татьяны Толстой всегда достаточно поклонников. Непримиримый борец с человеческими пороками Михаил Веллер четко видит незанятую на рынке нишу. Но будет ли спрос на такую литературу?
Белорусский стенд традиционно выявляет баланс между познанием и художеством. Директор издательского дома Звязда представляет новинку - проект Владимира Лиходедова В поисках утраченного. Это репродукции коллекции автора - открытки времен Первой мировой.
А вообще-то, главное представление о выставке - отсутствие сенсаций. Аудиторию собирают медийные авторы, а не ожидания бестселлера. Может потому, что в книгах о смысле жизни сложно найти коммерческий смысл.