В Минске сегодня открывается выставка "Серебряный век ювелиров России"

Почти 150 шедевров из золота, серебра, уникальной цветной эмали, алмазов, сапфиров и бриллиантов. В Национальном историческом музее Беларуси открывается выставка "Серебряный век ювелиров России" из собрания Государственного исторического музея Москвы. Общая страховая стоимость предметов - два с половиной миллиона евро, а вес - более 80 килограммов. В экспозиции русских ювелиров мы отыскали белорусский след - этот эффектный серебряный сосуд для пунша обозначен накладным шифром "Н" и надписью: "Дорогимь несвижцам на добрую память от их командира". Несвижский полк реально существовал. Основанный в июне 1797 года, он прославился, когда им командовал генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли. Ювелирная бомбочка авторства Егора Самошина - подарок военным, после стал музейным достоянием. Сегодня это часть отдельного раздела выставки. Галина Смородинова, старший научный сотрудник отдела Государственного исторического музея (Москва, Россия): "Новым для нас является показ вещей, которые принадлежали армии и флоту. Александр ІІІ говорил, что у России нет друзей, кроме армии и флота, и армия была в очень большом почете, и вся жизнь военных отмечалась какими-то серебряными или золотыми подарками - за победу, за юбилей, за стрельбу, за удачные скачки. На этой выставке мы показываем эти вещи. Эти предметы делали разные фирмы". Статусное дело - ювелирное, чьими заказчиками были представители привилегированного класса, - в России стало меняться после войны 1812 года. Высший класс понял, что в победе над французами главную роль сыграл народ. Во всем искусстве, в том числе и ювелирном, стал происходить поиск национальной идеи, включение народных образов. Уникальная часть экспозиции - произведения в "мужицком", крестьянском стиле. Удивительно, но многие из создателей ювелирных шедевров, мастеров, которые работали с драгоценными камнями и металлами, происходили из простых людей, из крестьян. К примеру, Павел Овчинников и вовсе был крепостным у Волконских. Князь вовремя заметил дарование мальчика и направил его на обучение ювелирному мастерству. В возрасте 21 года Овчинников возглавил собственную фирму, которая прославила имя русского ювелира на весь мир! Россия в сказочном, былинном образе - это третья ступень экспозиции. Работы в стиле национальной романтики. Их называют вершиной модерна. Первопроходцы здесь - Поленов и Васнецов, художники, которые равнозначно важным считали как строительство церкви, так и создание предметов декоративно-прикладного искусства. В стилизованном полутемном выставочном зале изделия из золота, серебра, бриллиантов и сапфиров смотрятся по-царски. Большинство представленных мастеров и были официальными поставщиками для царского двора. Имена Губкина, Хлебникова, и самое знаменитое - Фаберже - на выставке он показан двумя своими школами. Петербургской - в гильотинке для обрезки сигар и в самом бесшумном в мире портсигаре читается утонченность западноевропейского влияния - и московской - эти братины и кубки говорят про Русь консервативную и веяния старины. Нина Колымаго, замдиректора Национального исторического музея Беларуси: "Здесь представлены уникальные предметы, которых в Беларуси нет. Но такие имена, как Фаберже, Губкин, Овчинников, и многие другие мастера ювелиры России известны и нам. Как и специалистам, так и просто любителям искусства". И всё же в фондах белорусских музеев хранится несколько шедевров русских ювелиров: есть Губкин в Национальном историческом. Среди спасенных ценностей Бреста есть Фаберже. 
07.09.2018 07:12

Почти 150 шедевров из золота, серебра, уникальной цветной эмали, алмазов, сапфиров и бриллиантов. В Национальном историческом музее Беларуси открывается выставка "Серебряный век ювелиров России" из собрания Государственного исторического музея Москвы. Общая страховая стоимость предметов - два с половиной миллиона евро, а вес - более 80 килограммов.

В экспозиции русских ювелиров мы отыскали белорусский след - этот эффектный серебряный сосуд для пунша обозначен накладным шифром "Н" и надписью: "Дорогимь несвижцам на добрую память от их командира". Несвижский полк реально существовал. Основанный в июне 1797 года, он прославился, когда им командовал генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли. Ювелирная бомбочка авторства Егора Самошина - подарок военным, после стал музейным достоянием. Сегодня это часть отдельного раздела выставки.

Галина Смородинова, старший научный сотрудник отдела Государственного исторического музея (Москва, Россия): "Новым для нас является показ вещей, которые принадлежали армии и флоту. Александр ІІІ говорил, что у России нет друзей, кроме армии и флота, и армия была в очень большом почете, и вся жизнь военных отмечалась какими-то серебряными или золотыми подарками - за победу, за юбилей, за стрельбу, за удачные скачки. На этой выставке мы показываем эти вещи. Эти предметы делали разные фирмы".

Статусное дело - ювелирное, чьими заказчиками были представители привилегированного класса, - в России стало меняться после войны 1812 года. Высший класс понял, что в победе над французами главную роль сыграл народ. Во всем искусстве, в том числе и ювелирном, стал происходить поиск национальной идеи, включение народных образов. Уникальная часть экспозиции - произведения в "мужицком", крестьянском стиле.

Удивительно, но многие из создателей ювелирных шедевров, мастеров, которые работали с драгоценными камнями и металлами, происходили из простых людей, из крестьян. К примеру, Павел Овчинников и вовсе был крепостным у Волконских. Князь вовремя заметил дарование мальчика и направил его на обучение ювелирному мастерству. В возрасте 21 года Овчинников возглавил собственную фирму, которая прославила имя русского ювелира на весь мир!

Россия в сказочном, былинном образе - это третья ступень экспозиции. Работы в стиле национальной романтики. Их называют вершиной модерна. Первопроходцы здесь - Поленов и Васнецов, художники, которые равнозначно важным считали как строительство церкви, так и создание предметов декоративно-прикладного искусства. В стилизованном полутемном выставочном зале изделия из золота, серебра, бриллиантов и сапфиров смотрятся по-царски. Большинство представленных мастеров и были официальными поставщиками для царского двора. Имена Губкина, Хлебникова, и самое знаменитое - Фаберже - на выставке он показан двумя своими школами. Петербургской - в гильотинке для обрезки сигар и в самом бесшумном в мире портсигаре читается утонченность западноевропейского влияния - и московской - эти братины и кубки говорят про Русь консервативную и веяния старины.

Нина Колымаго, замдиректора Национального исторического музея Беларуси: "Здесь представлены уникальные предметы, которых в Беларуси нет. Но такие имена, как Фаберже, Губкин, Овчинников, и многие другие мастера ювелиры России известны и нам. Как и специалистам, так и просто любителям искусства".

И всё же в фондах белорусских музеев хранится несколько шедевров русских ювелиров: есть Губкин в Национальном историческом. Среди спасенных ценностей Бреста есть Фаберже. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =