Художественный дебют - в 80. В культурном центре "Корпус" открылась первая масштабная персональная выставка художника-любителя из Воложина Вилия Янкелевича. Живописные архивы из гаражной мастерской в Минск перевез внук. Об искусстве с выдержкой - репортаж Нины Можейко.
Вилий Янкелевич, художник: "Я родился почти в день смерти Ленина. 21 января Ленин умер, и мой батька был большевик. Он назвал меня в честь Ленина. Меня и друзья зовут Вилен. Владимир Ильич Ленин".
С такими инициалами ему бы в соцреалисты. Но Вилий Львович всегда писал не по канону, а так, как хочется. В мастера кисти никогда не рвался. Хотя предпосылки были - еще пятиклассником стал заниматься в минском Доме пионеров. Позировал художникам столичной Осмоловки. Творчество не бросил даже когда поехал поднимать целину. Строил китайско-советскую железную дорогу. Там, в Казахстане, вместе с другом создал арт-объединение. В духе витебских авангардистов.
Личный манифест - отреализм
"Ноль формы" как у Малевича трансформировался в личный манифест. Отреализм. Это значит, отталкивается от реальности. Не приукрашивая, а разукрашивая, автор много экспериментирует с цветом.
Вместо холстов под масло - картон и дерево
Мастерская бывшего лесовода за 70 км от Минска - в гараже. Вместо холстов под масло - картон и дерево. Темы вечные: о мире и его устройстве, о людях. Головоломка для искусствоведа.
Вилий Янкелевич, художник: "А вообще у меня нет стиля - ну нет у меня стиля. Потому что я работаю не на заказ, не на конкретный результат. Я вот делаю, а потом смотрю - что-то получилось. Надо работать. Можешь ждать этого вдохновения всю жизнь. И не дождаться. Это не то слово. Нехорошее".
В свои 80 дебютант собрал полный зал
Дедушку-затворника и еще пару десятков его работ в столицу вернул внук. Психолог Александр Янкелевич. Камбэк удался - в свои 80 дебютант собрал полный зал.
Александр Янкелевич, психолог, внук Вилия Янкелевича: "Я с детства рос среди работ деда. Они очень органично вписаны в мое детство. Поэтому, когда я уже начал чуть-чуть как-то все осмыслять и интересоваться искусством, то я решил, что как-то странно будет, если такое близкое мне искусство пропадает где-то в гараже".
Инга Линдоренко, сокуратор выставки: "Вилия как художника стоит рассматривать больше со стороны индивидуальной работы, индивидуального творческого пути и не думать о том, как это вписывается в современный культурный контекст. Его выставки домашние - каждый год Вилий обновлял работы, экспозицию в своем собственном доме. И жена, его дети, внуки были зрителями его ежегодной выставки. Поэтому, можно сказать, что это не первая выставка".
Зато уже точно самая медийная. Масляная живопись Янкелевича-старшего до конца недели на стенах "Корпуса" - и теперь уже навсегда онлайне - в постах гостей выставки.