Тканые шедевры белорусской культуры

Восемь кунтушовых поясов Речи Посполитой, Франции и Росийской империи презентовали в Минске. Такой старинный элемент мужского костюма является национальной реликвией. Эта уникальная коллекция частная и впервые выставляется вместе с костюмом.Как выглядят экспонаты и есть ли сходство с легендарными слуцкими поясами, узнавала Инна Пилевич.Фирменная метка Слуцк на латинице, характерный для нашей мануфактуры орнамент. Но этот экспонат не оригинал, а имитация слуцкого пояса. За помощью в экспертном заключении белорусские ученые даже обращались к польским коллегам. Вердикт - кунтушовый пояс, вытканный на лионской мануфактуре. Дело в том, что слуцкие ткачи просто не успевали выполнить такой объем заказов, и магнаты Речи Посполитой были вынуждены обратиться к французским мастерам.Елена Карпенко, заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея: Слуцкая мануфактура была первой, где начали производить необычные, очень оригинальные, с национальным орнаментом кунтушовые пояса. Она была основана в середине XVIII столетия сначала в Несвиже, потом в Слуцке. И когда начали открывать другие мануфактуры, это уже было подобие слуцких. Восемь тканых шедевров - это семейная реликвия. Достались от дедушки минчанину, который пожелал остаться инкогнито. Частный коллекционер проверил пояса на подлинность в Национальном художественном музее, а затем предложил выставить. Только один из экспонатов принадлежит легендарной слуцкой мануфактуре. Остальные сотканы на манер наших в Кракове, Лионе, Москве. Датируются второй половиной XVIII - началом XIX веков.В длину локтей восемь, в ширину один. Такой средний размер кунтушового пояса. Чтобы надеть его, в доме шляхтича над дверью вбивали гвоздь. На него аристократ накидывал один конец пояса, а вторым обматывался.Название кунтушовый происходит от названия мужского костюма, на который пояс повязывали. Традиционная одежда шляхты в залах Национального художественного музея сегодня демонстрируется впервые. Кунтуш и жупан также из частного собрания и перед вернисажем прошли реставрацию. Кстати, пояс не столько декорировал костюм, сколько показывал благородство происхождения и зажиточность владельца.Надежда Усова, заместитель генерального директора по научной работе Национального художественного музея Республики Беларусь: Это редчайшие экспонаты, очень интересные, хрупкие, поэтому специально для них предусмотрено такое оборудование, которое защищает их от всевозможных неблагоприятных условий.Национальная реликвия в выставочных залах только на три месяца. На сегодня в архивах Художественного музея не сохранилось ни одного целого слуцкого пояса, есть только два фрагмента. Сотрудники уже ведут переговоры с коллекционером о приобретении нескольких экспонатов.
18.08.2014 21:42

Восемь кунтушовых поясов Речи Посполитой, Франции и Росийской империи презентовали в Минске. Такой старинный элемент мужского костюма является национальной реликвией.


Восемь кунтушовых поясов Речи Посполитой, Франции и Росийской империи презентовали в Минске. Такой старинный элемент мужского костюма является национальной реликвией. Эта уникальная коллекция частная и впервые выставляется вместе с костюмом.


Как выглядят экспонаты и есть ли сходство с легендарными слуцкими поясами, узнавала Инна Пилевич.


Фирменная метка Слуцк на латинице, характерный для нашей мануфактуры орнамент. Но этот экспонат не оригинал, а имитация слуцкого пояса. За помощью в экспертном заключении белорусские ученые даже обращались к польским коллегам. Вердикт - кунтушовый пояс, вытканный на лионской мануфактуре. Дело в том, что слуцкие ткачи просто не успевали выполнить такой объем заказов, и магнаты Речи Посполитой были вынуждены обратиться к французским мастерам.


Елена Карпенко, заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея: Слуцкая мануфактура была первой, где начали производить необычные, очень оригинальные, с национальным орнаментом кунтушовые пояса. Она была основана в середине XVIII столетия сначала в Несвиже, потом в Слуцке. И когда начали открывать другие мануфактуры, это уже было подобие слуцких.


Восемь тканых шедевров - это семейная реликвия. Достались от дедушки минчанину, который пожелал остаться инкогнито. Частный коллекционер проверил пояса на подлинность в Национальном художественном музее, а затем предложил выставить. Только один из экспонатов принадлежит легендарной слуцкой мануфактуре. Остальные сотканы на манер наших в Кракове, Лионе, Москве. Датируются второй половиной XVIII - началом XIX веков.


В длину локтей восемь, в ширину один. Такой средний размер кунтушового пояса. Чтобы надеть его, в доме шляхтича над дверью вбивали гвоздь. На него аристократ накидывал один конец пояса, а вторым обматывался.


Название кунтушовый происходит от названия мужского костюма, на который пояс повязывали. Традиционная одежда шляхты в залах Национального художественного музея сегодня демонстрируется впервые. Кунтуш и жупан также из частного собрания и перед вернисажем прошли реставрацию. Кстати, пояс не столько декорировал костюм, сколько показывал благородство происхождения и зажиточность владельца.


Надежда Усова, заместитель генерального директора по научной работе Национального художественного музея Республики Беларусь: Это редчайшие экспонаты, очень интересные, хрупкие, поэтому специально для них предусмотрено такое оборудование, которое защищает их от всевозможных неблагоприятных условий.


Национальная реликвия в выставочных залах только на три месяца. На сегодня в архивах Художественного музея не сохранилось ни одного целого слуцкого пояса, есть только два фрагмента. Сотрудники уже ведут переговоры с коллекционером о приобретении нескольких экспонатов.




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =