Тема производства музыкальных инструментов прозвучала на встрече белорусского лидера с молодежью

Грузия - красивейшая страна с массой известных достопримечательностей, но не многие знают, что в самом центре Тбилиси стоит модный нынче арт-объект «Уличное пианино». И это наш инструмент! То самое пианино «Беларусь», которое считалось народным в смысле доступности для всех. При этом клавишам не дают отдохнуть: играют и дети, и взрослые. На неделе тема производства музыкальных инструментов прозвучала на встрече белорусского лидера с молодежью. Это событие дало повод десяткам журналистских материалов по самым разным темам. Ведь вопросы поднимались не только философские, но и сугубо практические. Говорили о школьных нагрузках, социальных сетях, "Евровидении"… И возрождении производства собственных инструментов. Мы решили собственными глазами взглянуть на заводы, слава о которых гремела на весь континент. О советском наследии, уникальных мастерах и белорусских талантах, которые учатся еще на тех инструментах, Алеся Высоцкая. Порой искусство - лучше дипломатии. И задача политики - вовремя разглядеть талант. Тот самый случай, когда сани готовить стоит летом. И об успешном завтра заботиться сегодня. Как развивать таланты для родной земли? Какие инструменты нужны для создания духовного каркаса нации? Темы вечные и больше о высоком! Но начинаются с земного. И для каждого таланта - с инструмента не политического, а музыкального, на котором он только учится постигать вершины. Был такой и у Петра Пашкевича - выпускника Гродненского музыкального колледжа. Этот диалог поднял пласт проблем. Инструменты старые - почему нет новых, хотя не так давно Беларусь обеспечивала себя хоть и не концертными, но инструментами высокого класса. И что стало, например, с борисовским пианино, настоящим народным! И узнаваемым даже по звуку белорусским брендом. Это место больше напоминает полигон для сталкеров. И о былой славе завода говорят лишь плакаты со знаком качества. Здесь давно не слышны аккорды, скорее, звук пилорамы за окном. Хотя как звучит пианино из Беларуси, знали даже за океаном. Для Александра Казаченка - это как путешествие в прошлое. На каждом квадратном метре воспоминания. Он пришел простым мастером. А ушел руководителем. И львиная доля станков создана была его руками. Здесь растили и кадры, создавая собственную школу. И каждый мастер уникален, как и голоса пианино. На базе простого мебельного цеха лесокомбината имени Молотова в 1935 году построили огромную фабрику. 3 тысячи рабочих мест. Единственный на тот момент завод с полным циклом производства. Даже клавиши считались уникальными: таких не делали нигде в то время. Здесь даже одежду для пианино делали сами. Причем краска и лак – лишь нижний класс. Пианино одевали в шпон ценных пород древесины. В свое время именно такой, с трендом - подсвечниками - приобрела для детей Галина Шумило. На заводе проработала без малого три десятка лет. Приехала по распределению. Так и осталась на «Пианинке». Бренд «Беларусь» знали, ценили и покупали. Заказов хватало даже с родины Баха и Бетховена, вспоминает Галина. Руки до сих пор помнят детали и механизмы. После развала большой страны завод продержался на плаву лет с десяток. К началу 2000-х в ведомостях - убытки. А в коридорах - все признаки похоронного марша. За кадром нам пояснили: 20 лет назад кто-то решил, что акустические инструменты не в тренде. Нужны синтезаторы. Так все и начало прозябать. Про музыкальные школы, видимо, тогда забыли. Отправляемся на занятие в тот самый Гродненский музыкальный колледж. Анастасия - лауреат конкурса в Каунасе. В родных стенах репетировать на этом баяне еще можно, стесняясь поясняет девушка. Инструмент старше нее. И любой выездной концерт может превратиться в неприятный казус. Процентов 80 инструментов требуют ремонта. Сколько им лет, никто уже и не вспомнит. Это пианино выучило игре несколько поколений музыкантов. Но даже на «поигравших свое» флейтах, саксофонах и баянах гродненские студенты выигрывают конкурсы. Тот случай, когда не благодаря, а вопреки. Если в Борисове был единственный белорусский завод, где выпускались цимбалы, гитары, пианино, то Молодечно старожилы помнят по большому производству баянов. Магазины, кафе, за КПП - торговый центр. Новое поколение и не знает, что когда-то сюда каждое утро приезжали полторы тысячи работников. Многие из них до сих пор живут музыкой. Юрий Рабушко музыкальную карьеру начинал школьником. Папа привез гармонь из командировки. Увлечение переросло в профессию. Юрий не стал музыкантом, но научился создавать инструмент. По иронии судьбы учителем стал сосед, который был одним из основателей той самой фабрики. После ее развала мастер устроился в частную фирму. И вот уже 23 года в Молодечно работает такой мини-прототип былого производства. На молодечненских баянах играют в Италии, Германии, Болгарии, Польше. Инструмент создают как для конкурсов, так и для занятий самых маленьких музыкантов. В районе 9 музыкальных школ. О белорусских инструментах рассуждаем с человеком, которого многие помнят по дорогому подарку Президенту. «Крутому президенту от Игоря Крутого». Эксклюзивный баян ручной работы известный композитор подарил белорусскому лидеру. «Русич» - единственный в своем роде. И вот уже 15 лет он в руках Александра Шувалова. В 2002-м во время визита Президента в Академию музыки выпускник магистратуры Шувалов демонстрировал свое мастерство. Заинтересованный юным талантом белорусский лидер даже отбивал ритм рукой. Персонального инструмента у обладателя высшей награды престижного конкурса в столице баянной музыки Германии не было. Александр Лукашенко эту несправедливость исправил. Шувалов с этим баяном объездил мир. Но начинается все с малого. «Беларусь» в свое время производили для новичков. Ведь не сразу же играть на немецком «поющем рояле». Эксперты сейчас оценивают емкость рынка. Думают, как вернуться к тому, что имели, и нашим, народным - в смысле доступным для всех - инструментам. Образовательная система страны в сфере культуры состоит более чем из 400 детских школ искусств, 20 учреждений среднего специального образования и трех высшего. Это уже приличный рынок, хотя качественные инструменты живут долго. К слову… Начинала же Беларусь когда-то возрождать деревообработку, производство тканей и еще ряд целых отраслей. Может, и здесь получится заиграть новую музыку.
25.03.2018 21:16

Грузия - красивейшая страна с массой известных достопримечательностей, но не многие знают, что в самом центре Тбилиси стоит модный нынче арт-объект «Уличное пианино». И это наш инструмент!

То самое пианино «Беларусь», которое считалось народным в смысле доступности для всех. При этом клавишам не дают отдохнуть: играют и дети, и взрослые.

На неделе тема производства музыкальных инструментов прозвучала на встрече белорусского лидера с молодежью. Это событие дало повод десяткам журналистских материалов по самым разным темам. Ведь вопросы поднимались не только философские, но и сугубо практические. Говорили о школьных нагрузках, социальных сетях, "Евровидении"… И возрождении производства собственных инструментов.

Мы решили собственными глазами взглянуть на заводы, слава о которых гремела на весь континент. О советском наследии, уникальных мастерах и белорусских талантах, которые учатся еще на тех инструментах, Алеся Высоцкая.

Порой искусство - лучше дипломатии. И задача политики - вовремя разглядеть талант. Тот самый случай, когда сани готовить стоит летом. И об успешном завтра заботиться сегодня.

Как развивать таланты для родной земли? Какие инструменты нужны для создания духовного каркаса нации? Темы вечные и больше о высоком! Но начинаются с земного. И для каждого таланта - с инструмента не политического, а музыкального, на котором он только учится постигать вершины. Был такой и у Петра Пашкевича - выпускника Гродненского музыкального колледжа.

Этот диалог поднял пласт проблем. Инструменты старые - почему нет новых, хотя не так давно Беларусь обеспечивала себя хоть и не концертными, но инструментами высокого класса.

И что стало, например, с борисовским пианино, настоящим народным! И узнаваемым даже по звуку белорусским брендом.

Это место больше напоминает полигон для сталкеров. И о былой славе завода говорят лишь плакаты со знаком качества. Здесь давно не слышны аккорды, скорее, звук пилорамы за окном. Хотя как звучит пианино из Беларуси, знали даже за океаном.

Для Александра Казаченка - это как путешествие в прошлое. На каждом квадратном метре воспоминания. Он пришел простым мастером. А ушел руководителем. И львиная доля станков создана была его руками. Здесь растили и кадры, создавая собственную школу. И каждый мастер уникален, как и голоса пианино.

На базе простого мебельного цеха лесокомбината имени Молотова в 1935 году построили огромную фабрику. 3 тысячи рабочих мест.

Единственный на тот момент завод с полным циклом производства. Даже клавиши считались уникальными: таких не делали нигде в то время.

Здесь даже одежду для пианино делали сами. Причем краска и лак – лишь нижний класс. Пианино одевали в шпон ценных пород древесины. В свое время именно такой, с трендом - подсвечниками - приобрела для детей Галина Шумило. На заводе проработала без малого три десятка лет. Приехала по распределению. Так и осталась на «Пианинке».

Бренд «Беларусь» знали, ценили и покупали. Заказов хватало даже с родины Баха и Бетховена, вспоминает Галина. Руки до сих пор помнят детали и механизмы.

После развала большой страны завод продержался на плаву лет с десяток. К началу 2000-х в ведомостях - убытки. А в коридорах - все признаки похоронного марша.

За кадром нам пояснили: 20 лет назад кто-то решил, что акустические инструменты не в тренде. Нужны синтезаторы. Так все и начало прозябать. Про музыкальные школы, видимо, тогда забыли.

Отправляемся на занятие в тот самый Гродненский музыкальный колледж. Анастасия - лауреат конкурса в Каунасе. В родных стенах репетировать на этом баяне еще можно, стесняясь поясняет девушка. Инструмент старше нее. И любой выездной концерт может превратиться в неприятный казус.

Процентов 80 инструментов требуют ремонта. Сколько им лет, никто уже и не вспомнит. Это пианино выучило игре несколько поколений музыкантов. Но даже на «поигравших свое» флейтах, саксофонах и баянах гродненские студенты выигрывают конкурсы. Тот случай, когда не благодаря, а вопреки.

Если в Борисове был единственный белорусский завод, где выпускались цимбалы, гитары, пианино, то Молодечно старожилы помнят по большому производству баянов. Магазины, кафе, за КПП - торговый центр. Новое поколение и не знает, что когда-то сюда каждое утро приезжали полторы тысячи работников. Многие из них до сих пор живут музыкой.

Юрий Рабушко музыкальную карьеру начинал школьником. Папа привез гармонь из командировки. Увлечение переросло в профессию. Юрий не стал музыкантом, но научился создавать инструмент. По иронии судьбы учителем стал сосед, который был одним из основателей той самой фабрики. После ее развала мастер устроился в частную фирму. И вот уже 23 года в Молодечно работает такой мини-прототип былого производства. На молодечненских баянах играют в Италии, Германии, Болгарии, Польше.

Инструмент создают как для конкурсов, так и для занятий самых маленьких музыкантов. В районе 9 музыкальных школ.

О белорусских инструментах рассуждаем с человеком, которого многие помнят по дорогому подарку Президенту. «Крутому президенту от Игоря Крутого». Эксклюзивный баян ручной работы известный композитор подарил белорусскому лидеру. «Русич» - единственный в своем роде. И вот уже 15 лет он в руках Александра Шувалова. В 2002-м во время визита Президента в Академию музыки выпускник магистратуры Шувалов демонстрировал свое мастерство. Заинтересованный юным талантом белорусский лидер даже отбивал ритм рукой. Персонального инструмента у обладателя высшей награды престижного конкурса в столице баянной музыки Германии не было. Александр Лукашенко эту несправедливость исправил. Шувалов с этим баяном объездил мир.

Но начинается все с малого. «Беларусь» в свое время производили для новичков. Ведь не сразу же играть на немецком «поющем рояле».

Эксперты сейчас оценивают емкость рынка. Думают, как вернуться к тому, что имели, и нашим, народным - в смысле доступным для всех - инструментам.

Образовательная система страны в сфере культуры состоит более чем из 400 детских школ искусств, 20 учреждений среднего специального образования и трех высшего. Это уже приличный рынок, хотя качественные инструменты живут долго.

К слову… Начинала же Беларусь когда-то возрождать деревообработку, производство тканей и еще ряд целых отраслей. Может, и здесь получится заиграть новую музыку.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =