Яркая особенность нынешнего "ТеАрта" - разговор на тему сохранения своих корней, традиций и национальная идентичность.
Завершающий аккорд "ТеАрта": международный фестиваль театрального искусства в течение месяца представил в Минске около двух десятков спектаклей из восьми стран мира, а в эти минуты подводит итоги. Акценты уже расставлены - в этом году интернациональный по статусу форум, как всегда, знакомил белорусского зрителя с лучшими труппами Европы: театр Пушкина и знаменитая "Табакерка", актерские составы из Словении, Германии, Дании, Польши. Но яркая особенность нынешнего "ТеАрта" - разговор на тему сохранения своих корней, традиций и национальная идентичность.
Об этом и не только - Наталья Бордиловская.
"Театр, который удивляет" - четвертый по счету "ТеАрт" закрепил свой слоган. Фестиваль-парад театральных экспериментов. "Жар-птица" Дягилевских сезонов, чеховская "Чайка", "Обломов" Гончарова, Набоков, Алексиевич и Айтматов - классическая афиша, но в современном хай-тек. Новая же драматургия, наоборот, в этом году звучала "о старом, добром, вечном" и никаких революционных сюжетов.
Как главный акцент - речь на форуме о корнях, национальной истории и предках. Палитра произведений - от "Дедов" Адама Мицкевича до молодых студенческих пьес "Билингвы", "Патрис", "Шабаны". Как финал патриотической темы на фестивале - спектакль-закрытие "Тата" от купаловцев. Год труппа работала над драматургией 29-летнего минчанина, но уже обладателя приза зрительских симпатий "Золотой маски" Дмитрия Богославского. Его пьеса "Тихий шорох уходящих шагов" - о старом, но всегда актуальном - отцы и дети.
Сюжет из жизни: смерть отца и раздел наследства как лакмусовая бумажка отношений в семье. Три дочери при папиной жизни почти не имели с ним отношений, но хотят продать его дом. Младший сын - через сохранение родительского гнезда стремится спасти любовь и дух рода.
Глубина старомодной темы - модными современными средствами. Минималистическая сценография Бориса Герлована. Впервые после реконструкций, Купаловский полностью эксплуатирует свои технические возможности. И мистика жанра, обозначенного как "сон в двух действиях" выглядит, как специальный иллюзион театральных фур.
На сцене все три поколения купаловцев. Вернулся Геннадий Гарбук.