Они являлись показателем благосостояния и уровня достатка владельца.
Они являлись показателем благосостояния и уровня достатка владельца. В Минск рукотворные произведения искусства прибыли из собраний города Львова. В столице национальная реликвия будет выставляться ровно год. Почему экспонаты нельзя демонстрировать во всю длину - подробности у Инны Пилевич.
Четыре метра тканых вручную шелковых, серебряных и золотых нитей. Но демонстрировать всю их роскошь в висячем состоянии запрещено. Выставляются только горизонтально по причине хрупкости. Эти слуцкие пояса дошли до нашего времени в первородном виде. Датируются концом 18 - началом 19 века. Никогда не проходили реставрацию и находятся в хорошем состоянии.
Елена Карпенко, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: Мы показываем самые красивые части поясов. Это головы, так называемые. С орнаментами, процветшей пнины. Это специальный такой термин, характерный для слуцких поясов, есть еще китайские облачка и другие варианты.
Стартовая цена тканой реликвии на аукционах начинается от 80 тысяч долларов. Слуцкие пояса индивидуальны, никогда не повторяются. Эти четыре аксессуара мужского костюма доставили в Минск из Львовского исторического музея. На двух есть фирменная метка в граде Слуцке, что подтверждает аутентичность поясов. Оставшиеся сотканы на манер нашей мануфактуры. Вообще, в музейных фондах Украины, которая находилась с нами в общих границах Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, сохраняется еще достаточно свидетелей общей истории.
Тарас Рудько, заместитель директора Львовского исторического музея (Украина): Коллекция тканей, в том числе и слуцких поясов, насчитывает более 10 оригинальных экспонатов. Работники вашего музея отобрали лучшие, те, которые не требовали руки реставратора.
Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея Беларуси: Эти пояса стоили очень дорого. Человек их элементарно не мог приобрести. Потому что там было около100 граммов золота или серебра. Они представляли собой атрибут такой аристократии.
Что ни портрет - то шляхтич, обмотанный слуцким поясом. Носить их статусно. Это не только признак достатка, но и принадлежности к аристократии. С Украины, кроме шедевров тканых, доставлены еще и живописные. Более 6 сотен полотен из запасников музеев Львова и Луцка. Можно посмотреть в глаза представителям родов Сапег, Сангушек, Тишкевичей, Радзивиллов. Последние, кстати, и наладили производство поясов в Слуцке на манер персидских.
Татьяна Сабадаш, главный хранитель музея-заповедника Олесский замок (Украина): Всегда если писали парадный т.е. репрезентативный портрет слуцкий пояс должен был доминировать. Это была отличительная черта шляхты.
Между тем, своих цельных поясов в фондах Нацмузея нет, коллекция потеряна в годы Великой Отечественной войны. Сохранились только фрагменты. По международной программе, с 2006 года у нас из разных стран регулярно экспонируется национальная реликвия. Тем более, в нашем государстве сейчас работает специальная комиссия по воссозданию уникальной технологии ткачества.
Сейчас Национальный художественный музей ведет переговоры с польскими хранителями слуцких поясов. В планах - интернациональная выставка шедевров ткачества, созданных в границах ВКЛ и Речи Посполитой. Передать на экспонирование слуцкие пояса уже согласны музеи России, Литвы и Украины.