Сегодня исполняется 65 лет художнику-ювелиру Николаю Кузьмичу

Он входит в пятерку лучших эмальеров мира. Его часто называют Лазарем Богшей XXI века, ведь именно ему удалось повторить творение древнего ювелира – воссоздать Крест Преподобной Ефросиньи Полоцкой. Сегодня 65 лет исполняется художнику-ювелиру Николаю Кузьмичу. Пусть в копии, но он вернул Беларуси величайшие святыни христианства. О мастере и его работах рассказывает Елена Бормотова. Духовная святыня Беларуси - Крест Ефросиньи Полоцкой. Оригинал с ХІІ века оберегал наши земли. Работа Лазаря Богши бесследно исчезла в 1941-м. Через полвека повторить старинное произведение рискнул брестский мастер-ювелир Николай Кузьмич. Кузьмич - сын обычных крестьян, первая профессия - тракторист. Три года службы в морфлоте, а затем целых шесть попыток поступить в Минское художественное училище. Ему было 28. Параллельно работал художником-оформителем в Брестском театре. Кто знал тогда, что он сумеет воссоздать не только технику древне-византийской эмали, но и вернуть белорусам ее духовные святыни - Крест и раку Ефросиньи Полоцкой. Ставротека - ковчег для Креста - также работа Кузьмича. Сам Крест размером 51 сантиметр украшен драгоценными камнями, а внутри - величайшие духовные святыни христианства - те же самые, что хранились и в оригинале. Как и старинный памятник, современный Крест сделан в технике перегородчатай эмали - самой лучшей в ювелирном мастерстве. Она заключается в том, что эмалью заполняются промежутки между тончайшей металлической лентой - перегородкой. Обычно это золото самой высокой пробы - четыре девятки. На Крест ушел слиток весом 800 граммов. Чтобы сделать Крест, Кузьмичу понадобилось пять лет. Год - на изучение и исследование техники в музеях России, Украины, Грузии. В Беларуси раритетов древне-византийской эмали не существует. В архивах Санкт-Петербурга сохранились негативы Креста во всех ракурсах, сделанные в ХІХ веке. Благодаря им и удалось рассмотреть Крест в деталях, определить размеры и начать работу. В 1997 году новый Крест доставили в Полоцк. Через несколько лет Николай Кузьмич берется за восстановление раки Ефросиньи - ковчега, где хранятся мощи святой. Для раки распоряжением Президента страны из госфонда был выделен ценный металл. Прокат серебра делали в Институте физики Национальной академии наук Беларуси. Во время работы над ракой (а это три года) мастерская Кузьмича находилась под охраной. Рака весит 450 килограммов, поэтому перед отправкой в Полоцк ее разобрали на части и собирали непосредственно в храме. В Полоцк ее доставляли как особо ценный груз - в сопровождении ГАИ. Святыни Беларуси, восстановленные Николаем Кузьмичом, можно ежедневно увидеть в Полоцком монастыре.
28.11.2015 12:11

Он входит в пятерку лучших эмальеров мира. Его часто называют Лазарем Богшей XXI века, ведь именно ему удалось повторить творение древнего ювелира – воссоздать Крест Преподобной Ефросиньи Полоцкой. Сегодня 65 лет исполняется художнику-ювелиру Николаю Кузьмичу. Пусть в копии, но он вернул Беларуси величайшие святыни христианства.

О мастере и его работах рассказывает Елена Бормотова.

Духовная святыня Беларуси - Крест Ефросиньи Полоцкой. Оригинал с ХІІ века оберегал наши земли. Работа Лазаря Богши бесследно исчезла в 1941-м. Через полвека повторить старинное произведение рискнул брестский мастер-ювелир Николай Кузьмич.

Кузьмич - сын обычных крестьян, первая профессия - тракторист. Три года службы в морфлоте, а затем целых шесть попыток поступить в Минское художественное училище. Ему было 28. Параллельно работал художником-оформителем в Брестском театре. Кто знал тогда, что он сумеет воссоздать не только технику древне-византийской эмали, но и вернуть белорусам ее духовные святыни - Крест и раку Ефросиньи Полоцкой.

Ставротека - ковчег для Креста - также работа Кузьмича. Сам Крест размером 51 сантиметр украшен драгоценными камнями, а внутри - величайшие духовные святыни христианства - те же самые, что хранились и в оригинале. Как и старинный памятник, современный Крест сделан в технике перегородчатай эмали - самой лучшей в ювелирном мастерстве. Она заключается в том, что эмалью заполняются промежутки между тончайшей металлической лентой - перегородкой. Обычно это золото самой высокой пробы - четыре девятки. На Крест ушел слиток весом 800 граммов.

Чтобы сделать Крест, Кузьмичу понадобилось пять лет. Год - на изучение и исследование техники в музеях России, Украины, Грузии. В Беларуси раритетов древне-византийской эмали не существует. В архивах Санкт-Петербурга сохранились негативы Креста во всех ракурсах, сделанные в ХІХ веке. Благодаря им и удалось рассмотреть Крест в деталях, определить размеры и начать работу. В 1997 году новый Крест доставили в Полоцк. Через несколько лет Николай Кузьмич берется за восстановление раки Ефросиньи - ковчега, где хранятся мощи святой.

Для раки распоряжением Президента страны из госфонда был выделен ценный металл. Прокат серебра делали в Институте физики Национальной академии наук Беларуси. Во время работы над ракой (а это три года) мастерская Кузьмича находилась под охраной. Рака весит 450 килограммов, поэтому перед отправкой в Полоцк ее разобрали на части и собирали непосредственно в храме. В Полоцк ее доставляли как особо ценный груз - в сопровождении ГАИ. Святыни Беларуси, восстановленные Николаем Кузьмичом, можно ежедневно увидеть в Полоцком монастыре.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =