Национальный художественный музей Беларуси к 90-летию президента Израиля Шимона Переса и 100-летию седьмого премьер-министра этой страны Менахема Бегина представляет выставку Родам з мястэчка.
Национальный художественный музей Беларуси к 90-летию президента Израиля Шимона Переса и 100-летию седьмого премьер-министра этой страны Менахема Бегина представляет выставку Родам з мястэчка. Официальное открытие экспозиции запланировано на сегодня. Елена Бормотова - о тайнах и рассекреченных фактах живописных полотен.
Полсотни произведений - результат многолетней научной работы. Сотрудники Национального художественного музея в тесной связи с коллегами других музеев, архивов, отдельными исследователями по крупинкам собирали информацию об именах, чьи работы хранятся в фондах. Коллекция художников из небольших еврейских городков Беларуси довольно богатая. Многие авторы представлены одной-двумя работами, некоторые - сотнями полотен.
Выставка с изображениями небольших белорусских городков - первая за всю почти 75-летнюю историю музея. Уникальность экспозиции не только в том, что произведения впервые оставили запасники и демонстрируются посетителям. Исключительность в самих авторах. Сегодня на слуху разве только Юдель Пэн - учитель всемирно известного Шагала, и Янкель Кругер, который имел свою живописную школу в Минске, среди учеников которой - Хаим Сутин, Заир Азгур и Иван Ахремчик.
До сегодняшнего дня неизвестным остается жизнь и творчество Дашкевича. Единственная картина, которая хранится в фондах Национального художественного, попала от московского коллекционера. Выставляется впервые.
Тишина Меера Слепяна - выпускника Петербургской академии искусств, ученика Фердинанда Рущица. На картине - родина Шимона Переса - деревня Вишнево Воложинского района. Выставка объединила вековую историю белорусской живописи. Здесь работы и 19-го, и 20-го столетий.
Ольга Архипова, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: В иудаизме изображение человека считалось грехом. Там в основном использовался орнамент и какие-то символические изображения. Но в данном случае художники, которые прошли реалистическую школу, владели этим мастерством и занимались искусством в профессиональном ключе.
Долгое время неизвестными оставались люди на портретах художника Крупени - имя, которое сегодня знают разве только ученые. Благодаря довоенным инвентарным книгам Национального исторического музея - там работы хранились до Великой Отечественной войны - удалось атрибутировать полотна. На них жители Минска - Илья Поляк и его жена. Многие произведения на экспозицию доставили прямо из реставрационной мастерской. А некоторые еще в процессе реставрации. Восстановление живописи приостановили специально для выставки.