Проект приурочен к 1025-летию Крещения Руси. В центре экспозиции - главный христианский образ - Иисуса Христа.
К этому важному событию в культурной жизни Беларуси готовились 5 лет. В Национальном художественном музее сегодня открылась выставка православных икон четырех стран - Беларуси, России, Украины и Сербии. Проект приурочен к 1025-летию Крещения Руси. В центре экспозиции - главный христианский образ - Иисуса Христа. Около сотни сакральных шедевров из 9 музеев четырех славянских стран, самый древний образ - 15 века.
Участников международной выставки православных икон поздравил Президент Беларуси Александр Лукашенко.
О святом единстве славян - наш корреспондент, Елена Бормотова.
Намоленным шедеврам отдан первый этаж Нацмузея. Галерея из четырех залов вместила около сотни сакральных произведений шести столетий. Многие из них уже давно вписаны в историю мирового искусства.
Самая древняя икона культурно-духовного проекта четырех стран датируется 14 столетием. Это первые канонизированные святые, духовные последователи Христа - Борис и Глеб. Хранится памятник сакрального искусства в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Подготовка к проекту, в котором принимают участие сразу 9 музейных собраний, началась еще 5 лет назад. После первой в истории независимых стран выставки православных икон. Тогда иконы Беларуси, России и Украины выставляли в ведущих музеях трех стран. Сейчас духовность славянских народов дополнили Сербией. Сакральные памятники этой балканской страны впервые выставляют в Беларуси.
Любомир Михайлина, генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (Украина): Для меня открытием была сербская икона, потому что я ее практически не видел. Только по каталогам, но смотреть по фотографиям не сопоставимо с тем, что ты видишь в натуре.
Каждая из представленных иконописных школ - белорусская, украинская, российская и сербская - начиналась с византийских истоков. А потом с течением времени разрабатывала и закрепляла свои национальные духовные особенности. Если российские иконописцы выделялись монументальными образами, то сербские - наоборот - миниатюрным, изысканным письмом.
Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Россия): Икона - это не только предмет культа, но и самые знаковые памятники - предмет нашей национальной культуры, нашей национальной гордости и очень многие из них просто шедевры, которые вошли в историю мирового искусства.
Произведения белорусской иконописной школы отличаются мирским сюжетом. Дело в том, что на наших землях параллельно с написанием икон зарождался портретный жанр и живопись. Часто иконописец занимался созданием натюрмортов и пейзажей. Поэтому постепенно черты светской живописи переходят и на духовные полотна. Это, кстати, прослеживается и на украинских иконах.
Елена Карпенко, заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь: Это иконы намоленные, они несколько столетий провели в храмах. У них очень высокая духовная энергетика и в то же время высокий профессионализм, качество исполнения. Очень яркое проявление национальных художественных школ делают эту выставку событием в нашей культурной жизни.
Образ Христа связывает все представленные иконы. От рождения до Вознесения Спасителя. Большинство из сакральных памятников выполнено традиционным способом - яичной темперой на дереве.