Самый популярный балетный спектакль в мире "Лебединое озеро" "отреставрировали". Премьера состоялась сегодня в Минске. В ответе за новую редакцию - художественный руководитель Большого театра Беларуси и постановщик Валентин Елизарьев. Как приняла обновленную версию столичная публика? Репортаж Нины Можейко (видео).
Лебединую верность балету демонстрируют зрители. И дело не только в этикете прийти на премьеру хотя бы за полчаса до первого звонка, а по факту свободных мест в партере не было за месяц. Пандемия, нарушившая планы заядлых театралов, позволила постановочной группе сконцентрироваться и пересмотреть репертуар. Маэстро Елизарьев при всей занятости художественного руководителя взялся за старую добрую классику.
Доброй эта история могла бы и не стать. Премьера первого балета Чайковского состоялась в 1877-м в Москве и стала провальной. Балет назвали скучным и казенным. Больше всего ругали хореографию, но и музыке досталось - автора уличили в излишней любви к литаврам. Историю взлетов и падений переосмыслили после смерти классика благодаря Петипа и Иванову.
Новое "Лебединое озеро" в постановке Валентина Елизарьева
Так на птичьем языке балета заговорили все. А "Лебединое озеро" стало музеем хореографии. В Минске его впервые показали в 1937-м. Но эталонной считалась постановка Асафа Мессерера образца 60-х. С тех пор ни один сезон Большого не обходился без романтического сюжета.
Валентин Елизарьев, народный артист СССР, художественный руководитель Большого театра Беларуси:
Здесь я пытался вписаться в наследие, к которому мы очень бережно относимся. Спектакль очень трудный. Труппа очень любит его, очень любят зарубежные импресарио, и мы уже имеем несколько приглашений. И надеюсь, что белорусское "Лебединое озеро", раскрывающее потенциал нашей труппы, очень будет востребовано
Спектакль преобразили - изменили структуру и декорации
Елизарьев изменил структуру спектакля, восстановил потерянные мизансцены. Народный художник России Окунев трудился над новыми декорациями. А световой рисунок придал глубину лебединым замку и озеру и, конечно, подчеркнул новые костюмы. Роскошную тиару для заслуженной артистки Татьяны Шеметовец украсили сотни бутафорских бриллиантов.
Несколько месяцев репетиций, не выпадая из текущего репертуара. Просто грести на озере невозможно: за каждым движением не то что рук и ног - голеностопа следили репетиторы. Они помогают стать на крыло артистам. Лебеди всех мастей в их распоряжении, включая партии соло. Такой образ, который позволяет за один спектакль побывать в разных состояниях. И действительно, это очень непросто перевоплотиться из добра в зло.
Редакцию претерпела и музыка. Пыль смахнули со старых партитур. Дописана и партия шута-виртуоза. В постановке их три. Не оставили зрителя и без надежды. В елизарьевской версии - хэппи-энд.
Читайте также: