Неизвестное полотно Яна Дамеля скоро будет представлено на суд публики

Сенсация в Год культуры! Национальный художественный музей Беларуси заявил о презентации находки. Неизвестное полотно Яна Дамеля скоро будет представлено на суд публики и займет свое место в постоянной экспозиции музея. Работа начала ХІХ века, которую европейский классик писал в Минске и считал своим лучшим полотном, пролежала в забвении десятилетия. И вот новые возможности реставрационных мастерских оживляют шедевр. Находку уже увидела Наталья Бордиловская. Своим Яна Дамеля считают сразу несколько стран. Художник родился в эпоху Речи Посполитой на территории современной Латвии. Обучался, потом преподавал в Вильне. Но последние годы жизни провел в Минске, здесь же был похоронен на Кальварийском кладбище. Большинство своих работ Дамель и посвятил белорусской столице, но во время Великой Отечественной войны они были утеряны. Сегодня Беларусь может похвастаться только тремя картинами мастера. Одна из них в Национальном художественном музее, вторая - в доме-музее Ваньковича, третье полотно - в деревне Вишнево Гомельской области. До сего времени Национальный художественный экспонировал только одного Дамеля. "Пророчица Сивилла" в советские времена помечалась как работа безымянного автора. В конце 80-х все изменила книга Владислава Сырокомли - поэт-краевед указал искусствоведам почерк Дамеля и назвал реальную женщину с полотна "Святая Констанция". Между тем Сырокомля описывал еще одну картину. Минская Кальвария и костел, под алтарем которого похоронен Дамель. Над алтарем полотно: Иисус в Гефсиманском саду молит о Чаше. Сам художник считал работу лучшей, поэтому и завещал покоиться рядом с ней. Картина-памятник всегда находилась в храме. В советское время, когда костел закрыли, висела на рулоне, без подрамника, портилась. Еще до 80-х в рамках государственной программы "Спасение ценностей" научная экспедиция передала работу из костела в художественный музей. И только в этом году полотно начали "оживлять". Для полотна размером почти 3 на 3 метра специальный вакуумный стол с идеальным натягиванием. Современная технология закрепления красочного слоя. Презентацию "нового Дамеля" специалисты готовят к завершению Года культуры. "Моление о Чаше" или "Моление Спасителя" Дамеля - работа, характерная для виленского классицизма. Библейский сюжет в реалистичной манере. Дамель - художник, который жил и творил на рубеже XVIII-XIX веков. Время Ренессанса на наших землях.
30.05.2016 21:33

Сенсация в Год культуры! Национальный художественный музей Беларуси заявил о презентации находки. Неизвестное полотно Яна Дамеля скоро будет представлено на суд публики и займет свое место в постоянной экспозиции музея. Работа начала ХІХ века, которую европейский классик писал в Минске и считал своим лучшим полотном, пролежала в забвении десятилетия. И вот новые возможности реставрационных мастерских оживляют шедевр. Находку уже увидела Наталья Бордиловская.

Своим Яна Дамеля считают сразу несколько стран. Художник родился в эпоху Речи Посполитой на территории современной Латвии. Обучался, потом преподавал в Вильне. Но последние годы жизни провел в Минске, здесь же был похоронен на Кальварийском кладбище. Большинство своих работ Дамель и посвятил белорусской столице, но во время Великой Отечественной войны они были утеряны. Сегодня Беларусь может похвастаться только тремя картинами мастера. Одна из них в Национальном художественном музее, вторая - в доме-музее Ваньковича, третье полотно - в деревне Вишнево Гомельской области.

До сего времени Национальный художественный экспонировал только одного Дамеля. "Пророчица Сивилла" в советские времена помечалась как работа безымянного автора. В конце 80-х все изменила книга Владислава Сырокомли - поэт-краевед указал искусствоведам почерк Дамеля и назвал реальную женщину с полотна "Святая Констанция".

Между тем Сырокомля описывал еще одну картину. Минская Кальвария и костел, под алтарем которого похоронен Дамель. Над алтарем полотно: Иисус в Гефсиманском саду молит о Чаше. Сам художник считал работу лучшей, поэтому и завещал покоиться рядом с ней. Картина-памятник всегда находилась в храме. В советское время, когда костел закрыли, висела на рулоне, без подрамника, портилась.

Еще до 80-х в рамках государственной программы "Спасение ценностей" научная экспедиция передала работу из костела в художественный музей. И только в этом году полотно начали "оживлять".

Для полотна размером почти 3 на 3 метра специальный вакуумный стол с идеальным натягиванием. Современная технология закрепления красочного слоя. Презентацию "нового Дамеля" специалисты готовят к завершению Года культуры.

"Моление о Чаше" или "Моление Спасителя" Дамеля - работа, характерная для виленского классицизма. Библейский сюжет в реалистичной манере. Дамель - художник, который жил и творил на рубеже XVIII-XIX веков. Время Ренессанса на наших землях.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =