На выставку все они прибыли из запасников, но имена некоторых художников можно встретить и в постоянной экспозиции.
Елена Бормотова - о редчайших произведениях советского периода.
«Яблони у плетня» - 1949 год. Работа Петра Кончаловского - деда знаменитых сегодня режиссеров Михалкова и Кончаловского. Художник еще и ученик, позже зять знаменитого Василия Сурикова - мастера масштабных исторических полотен, таких, как «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни». "Яблони" Кончаловского - в фондах Национального художественного музея Беларуси. На публику выставляется впервые.
Многие из выставленных полотен в последний раз экспонировались еще во времена СССР. Некоторые из картин вообще впервые предстали перед публикой. А 2 из 44 работ в белорусские фонды попали сразу после выставки «Индустрия социализма», которая проходила в Москве в конце 30-ых годов минувшего столетия. И с тех пор находились исключительно в запасниках.
Даже для сотрудников музея со стажем в несколько десятилетий эти работы стали открытием. Все датируются 20-ым веком. Самые ранние картины написаны еще в 20-ых годах, поздние - уже в 70-ых. Полвека истории советской живописи. Зритель увидит и стройки, и героические будни, и портрет Стаханова.
Отголоски советского времени, мотивы социалистического реализма - в работах каждого художника, рожденного в СССР. Но здесь работы и тех, кто родился еще в досоветский период и учился у мастеров 19 века. Даже в портрете Ленина кисти Бродского улавливается академизм императорской школы.
Здесь вы не увидите масштабных золоченых рам. Все просто, без излишков и творческого пафоса. Багеты часто напоминают деревянную планку. Это еще одна отличительная черта советского периода. Первоначально планировалась выставить куда больше работ, но монтаж экспозиции диктует свои условия. Картины должны дружить и дополнять друг друга, поэтому несколько десятков произведений вновь отправились в фонды.