В инвестпрограмму на будущий год предлагают включить проект реставрации Спасо-Преображенского храма в Полоцке. Того самого, возведенного в 12-м веке Евфросинией. Сегодня это единственный, дошедший до наших дней в полном объеме, памятник архитектурной полоцкой школы. Причем сохранились не только стены, но и первоначальная роспись, которая также выполнялась при жизни святой. Благодаря отечественным реставратором и новым технологиям удалось не только раскрыть стенопись 12-го века, но и сохранить более позднюю живопись. Сейчас ее выставляют в музейных залах. "Наследие Святой Евфросинии Полоцкой" экспонируют в Национальном историко-культурном музее-заповеднике "Несвиж". Елена Бормотова о сохраненном наследии предков.
Сакральная живопись прошлых столетий. Еще несколько лет назад она была на стенах древнего Спасо-Преображенского храма в Полоцке, возведенного Евфросинией в 12-м веке.
Сейчас фрески экспонируют в музейных залах. Невероятное стало возможным благодаря новым реставрационным технологиям.
Фресковые росписи Спасо-Преображенской церкви в Полоцке не единожды обновлялись. Последние масштабные работы проводились во второй половине 19-го века. Все это привело к тому, что самый первый слой живописи - тот самый, который создавали еще при жизни Евфросинии, был закрыт более поздними слоями фресок.
О том, что на стенах древнего памятника есть красочные слои времен Евфросинии, стало известно еще в 50-ых годах прошлого века. Однако работы по раскрытию исторических фресок начались в двухтысячных. И это тот самый случай, когда время сыграло на пользу.
Раньше, при открытии первого слоя, более поздние уничтожали. А методика расслоения, когда живопись со стены переносят на другую поверхность, дублируя слой, промоченный специальным клеем, позволяет не только открыть фрески 12-го века, но и сохранить настенную живопись 1885 и 1833 годов. Историю переносили по миллиметрам.
Менялось время, менялись и технологии. Если в 12-м веке это были фрески, когда стены расписывали растительными красками по сырой штукатурке, то живопись 19-го - совсем другая техника. Там есть и темпера, и масло.
Отслоить настенную живопись в таком объеме - несколько сотен квадратных метров - до белорусов не делал никто в мире. Отслоенную настенную живопись перенесли на новую основу - полиуретан с металлическим каркасом - и стали выставлять в музее. Сначала в Полоцке. Сейчас святые лики со стен храма выставляют в Несвижском дворце.