На этой неделе в Беларуси вспоминали народную артистку Стефанию Станюту

На этой неделе вспоминали в Беларуси народную артистку Стефанию Станюту, ровесницу XX века - преемницу знаменитой методики Станиславского. С ее именем сегодня ассоциируется история и не только театральная. Выдающаяся актриса, сыгравшая более 200 ролей в Купаловском театре, оставила после себя и кинонаследие. Ее роли были разными, но неизменно гениальными, даже маленький эпизод она делала истинным шедевром. Стефании Станюте удалось создать яркий образ советской мадонны. Такой мы ее помним по экрану. Убедительная женщина, от которой будто исходил внутренний свет. А какой она была за кадром и вне сцены расскажет Нина Можейко. Проспект Независимости, 19. Здесь в центре Минска над центральным книжным магазином почти 20 лет жила прима Купаловского театра Стефания Станюта. Сегодня у арки, ведущей во двор, мемориальная доска и невянущие цветы. Хотя сама актриса предпочитала живые подснежники. Ровесница XX века, она была из интеллигентной семьи. Отец - известный советский живописец Михаил Станюта - один из организаторов первых выставок белорусского изобразительного искусства. К слову, тоже долгожитель. В Национальном художественном музее в постоянной экспозиции находятся три его работы - портреты. Особенно притягателен вот этот. Портрет дочери темперой начала XX столетия. Здесь Стефании 18, но она уже актриса 1-го Белорусского государственного театра, нынешнего театра имени Янки Купалы. Первую роль Станюта сыграла в 16 в пьесе Владислава Голубка «Ганка». Потом учеба в Москве по системе Станиславского в Белорусской драматической студии при МХАТе. Сдавала экзамен даже по биомеханике. Такой юной в серо-голубом сатиновом платье с короткими рукавами, с узким белорусским пояском на голове ее помнят разве что театралы минувшего столетия. Для широкой кинопублики Стефания Михайловна запомнится бабушкой. Сапоги, ватник и платок - слишком убедительной она была на экране. Статная и пластичная даже в бальзаковском возрасте Станюта, «сероглазая русалка», превращалась в эталонную белорусскую мадонну-страдалицу. Зинаида Зубкова, народная артистка Беларуси: «Она была настолько богата внутри, от природы она была актриса. Ей дал Бог этот талант. И она его не растратила никуда в сторону. Ей было чем работать и что сказать зрителю. Играть сельскую, хотя она была очень элегантна, она была, конечно, городская, но дело в том, что в ней сидела вот та доброта и то желание самое главное - она хотела работать». Впервые в кино она появилась в 53-м. Но настоящая кинематографическая слава застала ее только в 80-х - старуха Дарья в драме Элема Климова «Прощание». На съемочной площадке народной комедии «Белые Росы» Стефания Михайловна встретилась со своим киносыном Киселем - Станиславом Садальским. Станислав Садальский, заслуженный артист РСФСР: «Она говорила, старость прекрасная, я так счастлива, что я могу работать, что я могу сниматься в кино. Она была безумно востребована. Абсолютно возраста у нее не было, даже мы с ней разговаривали: я - ты, она мне ты - Стас. У актеров нет возраста и у них нет отчества. Она всегда просила, чтобы ее называли Стефания. Мне очень нравилось, как она держала спину». В Музее истории театральной и музыкальной культуры у Станюты отдельные апартаменты. Исполинский портрет народной артистки встречает посетителей у входа. В основе мемориальной комнаты - личные вещи. Все вплоть до ковра и мебели из ее квартиры. Шляпки, сундук, с которым ездила на гастроли и, конечно, авторские аксессуары. Их делала сама. Бусины из природных материалов находила во время долгих прогулок в лесу. Здесь же и сценический костюм из спектакля «Гарольд и Мод». Ироничная комедия по пьесе Хиггинса свела на одной сцене Станюту и Манаева. Нынешнего народного артиста, а тогда начинающего. Сегодняшнее воплощение грации Станюты - ее правнучка Мелитина. Гимнастка стала первой героиней авторского проекта телеведущей Анны Эйсмонт «Женщины и спорт». В телецикле откровения именитых спортсменок и тех, кто причастен к их победам. Эпизод на сцене Купаловского театра Мелитина сыграет вместе с партнером прабабушки по спектаклю «Гарольд и Мод» Игорем Денисовым. Первую серию телепроекта покажут в эфире телеканала «Беларусь 5» 22 мая - как раз во время этапа Кубка мира по художественной гимнастике. Актерско-гимнастическая параллель на телевидении проводится впервые. 
15.05.2016 21:34

На этой неделе вспоминали в Беларуси народную артистку Стефанию Станюту, ровесницу XX века - преемницу знаменитой методики Станиславского. С ее именем сегодня ассоциируется история и не только театральная. Выдающаяся актриса, сыгравшая более 200 ролей в Купаловском театре, оставила после себя и кинонаследие.

Ее роли были разными, но неизменно гениальными, даже маленький эпизод она делала истинным шедевром. Стефании Станюте удалось создать яркий образ советской мадонны. Такой мы ее помним по экрану. Убедительная женщина, от которой будто исходил внутренний свет. А какой она была за кадром и вне сцены расскажет Нина Можейко.

Проспект Независимости, 19. Здесь в центре Минска над центральным книжным магазином почти 20 лет жила прима Купаловского театра Стефания Станюта. Сегодня у арки, ведущей во двор, мемориальная доска и невянущие цветы. Хотя сама актриса предпочитала живые подснежники.

Ровесница XX века, она была из интеллигентной семьи. Отец - известный советский живописец Михаил Станюта - один из организаторов первых выставок белорусского изобразительного искусства. К слову, тоже долгожитель.

В Национальном художественном музее в постоянной экспозиции находятся три его работы - портреты. Особенно притягателен вот этот. Портрет дочери темперой начала XX столетия. Здесь Стефании 18, но она уже актриса 1-го Белорусского государственного театра, нынешнего театра имени Янки Купалы.

Первую роль Станюта сыграла в 16 в пьесе Владислава Голубка «Ганка». Потом учеба в Москве по системе Станиславского в Белорусской драматической студии при МХАТе. Сдавала экзамен даже по биомеханике. Такой юной в серо-голубом сатиновом платье с короткими рукавами, с узким белорусским пояском на голове ее помнят разве что театралы минувшего столетия. Для широкой кинопублики Стефания Михайловна запомнится бабушкой.

Сапоги, ватник и платок - слишком убедительной она была на экране. Статная и пластичная даже в бальзаковском возрасте Станюта, «сероглазая русалка», превращалась в эталонную белорусскую мадонну-страдалицу.

Зинаида Зубкова, народная артистка Беларуси: «Она была настолько богата внутри, от природы она была актриса. Ей дал Бог этот талант. И она его не растратила никуда в сторону. Ей было чем работать и что сказать зрителю. Играть сельскую, хотя она была очень элегантна, она была, конечно, городская, но дело в том, что в ней сидела вот та доброта и то желание самое главное - она хотела работать».

Впервые в кино она появилась в 53-м. Но настоящая кинематографическая слава застала ее только в 80-х - старуха Дарья в драме Элема Климова «Прощание».

На съемочной площадке народной комедии «Белые Росы» Стефания Михайловна встретилась со своим киносыном Киселем - Станиславом Садальским.

Станислав Садальский, заслуженный артист РСФСР: «Она говорила, старость прекрасная, я так счастлива, что я могу работать, что я могу сниматься в кино. Она была безумно востребована. Абсолютно возраста у нее не было, даже мы с ней разговаривали: я - ты, она мне ты - Стас. У актеров нет возраста и у них нет отчества. Она всегда просила, чтобы ее называли Стефания. Мне очень нравилось, как она держала спину».

В Музее истории театральной и музыкальной культуры у Станюты отдельные апартаменты. Исполинский портрет народной артистки встречает посетителей у входа. В основе мемориальной комнаты - личные вещи. Все вплоть до ковра и мебели из ее квартиры. Шляпки, сундук, с которым ездила на гастроли и, конечно, авторские аксессуары. Их делала сама. Бусины из природных материалов находила во время долгих прогулок в лесу.

Здесь же и сценический костюм из спектакля «Гарольд и Мод». Ироничная комедия по пьесе Хиггинса свела на одной сцене Станюту и Манаева. Нынешнего народного артиста, а тогда начинающего.

Сегодняшнее воплощение грации Станюты - ее правнучка Мелитина. Гимнастка стала первой героиней авторского проекта телеведущей Анны Эйсмонт «Женщины и спорт». В телецикле откровения именитых спортсменок и тех, кто причастен к их победам.

Эпизод на сцене Купаловского театра Мелитина сыграет вместе с партнером прабабушки по спектаклю «Гарольд и Мод» Игорем Денисовым. Первую серию телепроекта покажут в эфире телеканала «Беларусь 5» 22 мая - как раз во время этапа Кубка мира по художественной гимнастике. Актерско-гимнастическая параллель на телевидении проводится впервые. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =