Сюита №45 только не по нотам, а универсальным языком искусства
Музыкальный заголовок для своей персональной выставки в Национальном художественном музее выбрал скульптор и график - Саша Шаппо. Представитель известной в Беларуси творческой династии - Шаппо и старший из трех братьев. Экспозиция - результат работы за 17 лет, поэтому и степень авторского доверия к минской публике максимальная. Расшифровать художественные послания попыталась Нина Можейко.
Эту мастерскую следует назвать династической. Теснятся четыре художника. Все с громкой фамилией Шаппо. Вот живопись Павла, неподалеку декоративные работы Антона… Для рабочего места здесь необычно убрано. Все на своем месте. Даже коллекция труб и утюгов "патриарха" - Шаппо-старшего. Его место над всеми - на втором этаже. Отсюда открывается панорама на настоящий скульптурный цех Александра. Здесь и лик скорбящей матери со столичного проспекта Дзержинского, и античный Нарцисс с двумя зеркалами в современной обработке.
Шаппо даже возрождает традиции в технике той же литографии. Работы оттесняет на станке, которому уже более 200 лет. Что до скульптуры - здесь подход особенный, "искусственный". Максимальный тираж его слепков в бронзе - 8 единиц.
Эпиграфом к экспозиции стала цитата из соломоновской "Песни песен". На самом деле - художественное посвящение жене Ксении. Поэтому и образы преимущественно женские. Против стереотипов, чтобы понять "шифровку" от Шаппо, не надо быть философом. Все из жизни, причем от самого начала.
Среди бронзы и дерева, с которыми работает автор, выделяется, пожалуй, самый ценный материал. Мореный дуб. Дерево - достойное Радзивиллов. Известно, что по прочности не уступает камням. Но именно его пластические качества в фаворе скульптора.
Экспозиция с музыкальным фундаментом. Сюита номер 45 - своеобразный срез за творческую карьеру. Здесь и работы родом из 90-х, и даже совсем свежие - завизированные автором этим годом.
В этом году Шаппо - 45. Самое время изменить творческий псевдоним "Саша" на взрослое - Александр. Но что не мешает искусству, то ему помогает - это опыт. Поэтому земляк Шагала и Малевича только сейчас подводит первую красную черту как в скульптуре, так и в литографии.