Музей древней белорусской культуры Национальной академии наук существует 40 лет

Есть у Академии наук еще одна сфера деятельности. Не так часто мы говорим о ней. Тем не менее сфера едва ли не сакральная. Слуцкие пояса, традиционные костюмы предков, памятники культуры... Наш корреспондент Елена Бормотова сегодня увидела эти шедевры в Музее древней белорусской культуры Академии наук. Вообще, двери музея открыты для всех желающих. И там есть на что посмотреть. Икона 18 столетия - памятник сакрального искусства - дело рук реставраторов. К ним деревянный раритет попал с более поздним датированием - на целое столетие. Ранний лик открылся только в процессе работы. К тому же на тыльной стороне иконы 19 столетия появился зеркальный отпечаток первичной иконы. Принимается решение сохранить все три изображения.Никто до этого технику отслоения для икон не применял. Реставраторы академического музея - первые в мире. Похожую технику использовали только при отслоении настенной живописи в Полоцке, чтобы открыть фрески времен Ефросиньи. Специально для сохранения и воссоздания раритетов в музее в конце прошлого года и был создан сектор охраны историко-культурного наследия. А за 40 лет существования от уничтожения, особенно в советские времена, из разрушенных церквей удалось спасти более 30 тысяч художественных памятников - это фонды академического музея.Общая площадь экспозиционных залов академического музея - более тысячи квадратных метров. Здесь выставлено несколько тысяч экспонатов из десятков коллекций, но большее число исторических памятников все же спрятано от глаз посетителей - в запасниках.Впервые за историю фонды покинула каноническая одежда католических священников - орнаты. Ткани знаменитой лионской мануфактуры, которая в свое время изготавливала пояса на манер слуцких. Кстати, при пошиве орнатов часто использовали слуцкие пояса.Борис Лазуко, директор музея, заведующий отделом древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси: У нас хранились и хранятся 2 оригинальных слуцких пояса. Один слуцкого производства - мануфактуры слуцкой, а второй слуцкого типа, но производства лионской мануфактуры.Здесь самая большая в стране коллекция традиционного белорусского костюма. Представлены все регионы. Это результат ежегодных музейных экспедиций. Мало привезти одежду, надо придать ей экспозиционный вид - попадаются предметы одежды, которым лет сто и больше. Часто с пятнами и дырками.Мария Винникова, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси, кандидат искусствоведения:От масла пятна довольно хорошо выводятся горчицей. Вот такое необычное средство, можно сказать, что экологически чистое средство. Мы стараемся все же не испортить наши ткани разными химическими средствами, потому что они прожигают ткани, потому что они могут сделать другие пятна, например, более светлые или более темные.Параллельно с воссозданием исторических предметов идет и научная работа. Ведь даже полотно, из которого выткана сорочка, в каждом регионе было разное и по цвету, и по плотности. Ученые могут определить регион, откуда происходит вещь, буквально дотронувшись до нее.
24.01.2014 21:15

Есть у Академии наук  еще одна сфера деятельности.

Есть у Академии наук еще одна сфера деятельности. Не так часто мы говорим о ней. Тем не менее сфера едва ли не сакральная. Слуцкие пояса, традиционные костюмы предков, памятники культуры...



Наш корреспондент Елена Бормотова сегодня увидела эти шедевры в Музее древней белорусской культуры Академии наук. Вообще, двери музея открыты для всех желающих. И там есть на что посмотреть.



Икона 18 столетия - памятник сакрального искусства - дело рук реставраторов. К ним деревянный раритет попал с более поздним датированием - на целое столетие. Ранний лик открылся только в процессе работы. К тому же на тыльной стороне иконы 19 столетия появился зеркальный отпечаток первичной иконы. Принимается решение сохранить все три изображения.


Никто до этого технику отслоения для икон не применял. Реставраторы академического музея - первые в мире. Похожую технику использовали только при отслоении настенной живописи в Полоцке, чтобы открыть фрески времен Ефросиньи. Специально для сохранения и воссоздания раритетов в музее в конце прошлого года и был создан сектор охраны историко-культурного наследия. А за 40 лет существования от уничтожения, особенно в советские времена, из разрушенных церквей удалось спасти более 30 тысяч художественных памятников - это фонды академического музея.


Общая площадь экспозиционных залов академического музея - более тысячи квадратных метров. Здесь выставлено несколько тысяч экспонатов из десятков коллекций, но большее число исторических памятников все же спрятано от глаз посетителей - в запасниках.


Впервые за историю фонды покинула каноническая одежда католических священников - орнаты. Ткани знаменитой лионской мануфактуры, которая в свое время изготавливала пояса на манер слуцких. Кстати, при пошиве орнатов часто использовали слуцкие пояса.


Борис Лазуко, директор музея, заведующий отделом древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси: У нас хранились и хранятся 2 оригинальных слуцких пояса. Один слуцкого производства - мануфактуры слуцкой, а второй слуцкого типа, но производства лионской мануфактуры.


Здесь самая большая в стране коллекция традиционного белорусского костюма. Представлены все регионы. Это результат ежегодных музейных экспедиций. Мало привезти одежду, надо придать ей экспозиционный вид - попадаются предметы одежды, которым лет сто и больше. Часто с пятнами и дырками.


Мария Винникова, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси, кандидат искусствоведения:


От масла пятна довольно хорошо выводятся горчицей. Вот такое необычное средство, можно сказать, что экологически чистое средство. Мы стараемся все же не испортить наши ткани разными химическими средствами, потому что они прожигают ткани, потому что они могут сделать другие пятна, например, более светлые или более темные.


Параллельно с воссозданием исторических предметов идет и научная работа. Ведь даже полотно, из которого выткана сорочка, в каждом регионе было разное и по цвету, и по плотности. Ученые могут определить регион, откуда происходит вещь, буквально дотронувшись до нее.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =