«Лістапад» ушел с плоских экранов. У каждого зрителя вчера он был свой - персональный. В виде очков, работающих на основе смартфона, или шлема виртуальной реальности. Для достижения максимального эффекта полного погружения киноманы располагались в кресла с ракурсом поворота в 360. О виртуальных технологиях кинофестиваля - Ольга Медведь.
«Лістапад» раскрутил фильмы на 360 градусов. Это кинозал без традиционного экрана. У каждого зрителя он свой, индивидуальный, в виде очков, работающих на основе смартфона, или шлема виртуальной реальности. Для достижения максимального эффекта полного погружения киноманы располагаются не статично, а в кресла с ракурсом поворота также в 360.
Центральная площадка - синхронный показ VR-фильмов. Впервые технологию такого просмотра опробовали на прошлогоднем «Лістападзе». В программе - 17 короткометражек из Германии, Франции, Испании, Беларуси, Индии, Польши, Великобритании и России - все на языке оригинала, не превышающие 10 минут.
Павел Фирсов, соорганизатор дня виртуальной реальности: "Фильмы - участники других очень серьезных фестивалей мировых. И мы обратились с просьбой к их режиссерам, к их правообладателям, попросили у них право и пригласили их на наш фестиваль, и они - большинство - согласились, приехали, и таким образом они здесь и сейчас. И фильмы, и режиссеры - их создатели".
У кино вне прямоугольного экрана также есть определенный сценарий. Съемки такого фильма не сильно отличаются от уже традиционных в кинематографе. Однако мезансцена выстраивается не в одной плоскости, а с обзором в 360 градусов. Фиксируется готовый план панорамной камерой. Пример такого девайса продемонстрировали на фотозоне дня виртуальной реальности.
Александр Перез, режиссер классических и VR-фильмов (Франция): "VR-фильмы снимать интересно - это как головоломка для съемочной группы. Должно быть продумано все. Если мы выставляем свет, зритель не должен его потом увидеть, значит, я как режиссер и оператор должны его грамотно замаскировать. Что касается актеров, они живут как в театральной постановке, я не могу их зафиксировать на определенной метке на полу, она же будет видна в кадре".
Виртуальная реальность - это не только производство фильмов. Технология используется в науке, медицине, военном деле, изобразительном искусстве и других сферах. Подтверждение тому мастер-классы о применении VR в создании цифровых иллюстраций, скульптур и анимации.
Джулия Либ, журналист, фотограф и VR-режиссер (Германия): "У всех медиа есть определенные рамки: газеты, телевидение, даже картины в галерее - восприятие всего ограничено. В виртуальной реальности вы погружаетесь в события. Я прежде всего журналист, своим документальным фильмом я даю зрителю возможность побывать в труднодоступных, закрытых местах мира, например, Нубийские горы в Судане".
Индустриальная платформа минского «Лістапада» стала дискуссионной панелью около десятка зарубежных режиссеров и продюсеров, работающих с новым форматом. Профессионалы поделились опытом и обсудили особенности, преимущества и перспективы иммерсивного кинематографа.