Царские врата, митра и знаменитые быховские "пауки" - невероятные изделия из соломы

Золотой спиралью, косичкой, зубаткой белорусское этноремесло вплетается в искусство мирового значения. Почти у каждого в доме найдется кукла-оберег, звездочка или колокольчик с ярмарки, а шкатулки, инкрустированные соломкой, и вовсе культ конца прошлого столетия в нашей стране.  Теперь же к белорусским изделиями из экоматериала интерес планетарный. Искусство соломоплетения Беларуси в шаге от включения в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение станет известно на неделе на 17-й сессии межправительственного комитета в Марокко. Чем интересен хендмейд наших прадедов современному мировому сообществу? Ольга Медведь разберет колосок к колоску. Символ плодородия, новой жизни - наш хлеб и фольклор. Зерно - продукт стратегический. К нему всегда особое отношение, и его никогда не бывает много. Продовольственная безопасность Беларуси в сезоне-2022 обеспечена: намолочено почти девять с половиной млн тонн. Но для белорусов наливные колоски еще и основа культуры. Сначала бытовой.  Екатерина Чернышева, руководитель кружка декоративно-прикладного искусства Молодечненского районного центра ремесел: Такими шляпами раньше пользовались косцы. Когда они выходили в поле, они эту шляпу окунали в криничку, солома намокает, но не деформируется, т. е. форма остается в первозданном виде. И пока солома не высохнет (а сохнет она очень долго), человеку не жарко.  Соломой накрывали крышу, делали из нее колыбели для младенцев и прочные сосуды для хранения продуктов, что даже мыши не могли прогрызть; утепляли дверные и оконные проемы. То есть без этого материала жизнь наших предков еще несколько столетий назад была во многом невозможна. Примитивные связывания пучков сменяют художественные плетения и конструкции сродни сложнейшим головоломкам.  Мария Нецветаева, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси:  Зимой, когда не было того объема работ, как летом в поле, люди собирались. И это были такие "вечаровыя сходкі", когда и пели вместе, и разговаривали вместе, и трудились вместе.  Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси:  Корни соломоплетения у нас древние. Как о широком распространении мы можем говорить с XIX века, а о расцвете именно в художественном отношении этого ремесла мы можем говорить, начиная с середины ХХ века, и в этом и есть уникальность нашего белорусского соломоплетения. Пластичность и цвет соломки издревле вызывали ассоциацию с золотом. Потому природный материал стали использовать для создания церковного убранства - не бьет по карману прихода, а выглядит не хуже соборных интерьеров. Особо широкое распространение получило такое течение на Полесье. В конце XVIII - первой трети XIX века там даже сложилась локальная художественная школа. Ныне экспонат Национального художественного музея  намоленный. По воспоминаниям старожилов, Царские врата 1835 года украшали церквушку деревни Вавуличи Брестской области.  Кстати, именно этот артефакт подтверждает прочность природной основы - Царские врата пережили две войны, период гонений церкви и сопутствующий вандализм.  Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси: Это были не отдельно только врата в технике соломоплетения, а целые выплетенные иконостасы, включая соломенные киоты для икон и венцы для брачующихся. Символ этой связи с местной традицией - митра нашего Филарета. Здесь традиционная для Беларуси техника жгутового, плоского плетения дополнена фрагментами живописи по левкасу и инкрустирована различными драгоценными камнями. Прочность, неприхотливость, пластичность и доступность делают из соломки идеальный материал для творчества. Воплотить из нее можно любую фантазию: от простейших оберегов до задачек со звездочкой, например, знаменитых быховских "пауков" - гордость Могилевской области. Мистическая сила конструкции отсылает к библейским сюжетам. Если же коротко, то "паук" собирает всю негативную энергию. Вешали его в красный угол за неделю до католического Рождества и меняли заступника ежегодно. Такое украшение было еще и полезным в быту: название происходит от того, что в сложной геометрии селились пауки, в паутину которых попадались назойливые мухи.  Мария Нецветаева, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси:  Уникальность белорусов в том, что мы сохранили навык, но мы этот навык преобразовали и сделали соломку актуальной для того, чтобы она и сейчас могла быть в наших домах. Отсюда и появилась идея презентации соломки на мировом уровне. Показать, что мы, белорусы, на протяжении столетий умели, умеем и развиваем, сохраняем.  Актуальность соломки сегодня подтверждает пик популярности плетеных элементов в интерьерах, цены на которые стартуют от 40 рублей даже в масс-маркете, не говоря о ручной работе. Все чаще соломкой декорируют свои коллекции дизайнеры или же просят дополнить образы аксессуарами.  Спрос и среди молодых. Интерес детей очевиден - почти в каждом центре детского творчества есть кружок соломоплетения.  Валерия Владомирская, член Белорусского союза мастеров народного творчества, педагог:  Беларусь - это одна из тех стран, где, владея этим ремеслом, можно получить и высшее образование. Проводится множество выставок, различных мероприятий, где мастера предлагают свои изделия желающим. Я сотрудничаю с дизайнером, белорусским модельером. Возрождают и сохраняют национальное творчество не только индивидуальные умельцы по всей стране (традиции соломоплетения продолжают около 60 народных ремесленников), но и в специализированных центрах. Один из таких в Молодечно создан почти 25 лет назад. Начинали директор и два мастера, исследовали район в поисках кладезя этнического рукоделия - сейчас же это дюжина специалистов отечественного хендмейд. Екатерина Чернышева, руководитель кружка декоративно-прикладного искусства Молодечненского районного центра ремесел: У нас есть определенный период времени, когда идет заготовка соломы. Мы созваниваемся с нашими аграриями, просим у них, чтобы они нам выделили какой-то кусочек поля, мы берем в руки серп и жнем солому сами. Мы ее заготавливаем, связываем снопы, просушиваем. Потом в мастерских разрезаем, складываем, сортируем, отбеливаем и в течение года работаем.  В среднем для работы на учебный год необходимо от 10 до 30 снопов сена. "Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения" может стать пятым объектом нашего национального достояния в списке Всемирного нематериального культурного наследия наравне с приготовлением азербайджанской долмы, тайским массажем, аргентинским танго, бразильской капоэйрой, индийской йогой и другой гордостью народов мира.  Читайте также: Как ярко провести выходные? Культурная афиша в рубрике "Променад" Финальный выпуск телекастингов "Фактор.by" вышел в эфир Форум русской словесности и культуры объединил в Минске представителей 17 стран
27.11.2022 22:59

Золотой спиралью, косичкой, зубаткой белорусское этноремесло вплетается в искусство мирового значения. Почти у каждого в доме найдется кукла-оберег, звездочка или колокольчик с ярмарки, а шкатулки, инкрустированные соломкой, и вовсе культ конца прошлого столетия в нашей стране. 

Теперь же к белорусским изделиями из экоматериала интерес планетарный. Искусство соломоплетения Беларуси в шаге от включения в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение станет известно на неделе на 17-й сессии межправительственного комитета в Марокко. Чем интересен хендмейд наших прадедов современному мировому сообществу? Ольга Медведь разберет колосок к колоску.

Символ плодородия, новой жизни - наш хлеб и фольклор. Зерно - продукт стратегический. К нему всегда особое отношение, и его никогда не бывает много. Продовольственная безопасность Беларуси в сезоне-2022 обеспечена: намолочено почти девять с половиной млн тонн. Но для белорусов наливные колоски еще и основа культуры. Сначала бытовой. 

Искусство соломоплетения Беларуси может попасть в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Екатерина Чернышева, руководитель кружка декоративно-прикладного искусства Молодечненского районного центра ремесел:

Такими шляпами раньше пользовались косцы. Когда они выходили в поле, они эту шляпу окунали в криничку, солома намокает, но не деформируется, т. е. форма остается в первозданном виде. И пока солома не высохнет (а сохнет она очень долго), человеку не жарко. 

Соломой накрывали крышу, делали из нее колыбели для младенцев и прочные сосуды для хранения продуктов, что даже мыши не могли прогрызть; утепляли дверные и оконные проемы. То есть без этого материала жизнь наших предков еще несколько столетий назад была во многом невозможна. Примитивные связывания пучков сменяют художественные плетения и конструкции сродни сложнейшим головоломкам. 

Мария Нецветаева, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси: 

Зимой, когда не было того объема работ, как летом в поле, люди собирались. И это были такие "вечаровыя сходкі", когда и пели вместе, и разговаривали вместе, и трудились вместе

Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси: 

Корни соломоплетения у нас древние. Как о широком распространении мы можем говорить с XIX века, а о расцвете именно в художественном отношении этого ремесла мы можем говорить, начиная с середины ХХ века, и в этом и есть уникальность нашего белорусского соломоплетения.

Пластичность и цвет соломки издревле вызывали ассоциацию с золотом. Потому природный материал стали использовать для создания церковного убранства - не бьет по карману прихода, а выглядит не хуже соборных интерьеров. Особо широкое распространение получило такое течение на Полесье. В конце XVIII - первой трети XIX века там даже сложилась локальная художественная школа. Ныне экспонат Национального художественного музея  намоленный. По воспоминаниям старожилов, Царские врата 1835 года украшали церквушку деревни Вавуличи Брестской области. 

Кстати, именно этот артефакт подтверждает прочность природной основы - Царские врата пережили две войны, период гонений церкви и сопутствующий вандализм. 

Искусство соломоплетения Беларуси может попасть в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси:

Это были не отдельно только врата в технике соломоплетения, а целые выплетенные иконостасы, включая соломенные киоты для икон и венцы для брачующихся. Символ этой связи с местной традицией - митра нашего Филарета. Здесь традиционная для Беларуси техника жгутового, плоского плетения дополнена фрагментами живописи по левкасу и инкрустирована различными драгоценными камнями.

Искусство соломоплетения Беларуси может попасть в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Прочность, неприхотливость, пластичность и доступность делают из соломки идеальный материал для творчества. Воплотить из нее можно любую фантазию: от простейших оберегов до задачек со звездочкой, например, знаменитых быховских "пауков" - гордость Могилевской области. Мистическая сила конструкции отсылает к библейским сюжетам. Если же коротко, то "паук" собирает всю негативную энергию. Вешали его в красный угол за неделю до католического Рождества и меняли заступника ежегодно. Такое украшение было еще и полезным в быту: название происходит от того, что в сложной геометрии селились пауки, в паутину которых попадались назойливые мухи. 

Мария Нецветаева, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси: 

Уникальность белорусов в том, что мы сохранили навык, но мы этот навык преобразовали и сделали соломку актуальной для того, чтобы она и сейчас могла быть в наших домах. Отсюда и появилась идея презентации соломки на мировом уровне. Показать, что мы, белорусы, на протяжении столетий умели, умеем и развиваем, сохраняем. 

Актуальность соломки сегодня подтверждает пик популярности плетеных элементов в интерьерах, цены на которые стартуют от 40 рублей даже в масс-маркете, не говоря о ручной работе.

Все чаще соломкой декорируют свои коллекции дизайнеры или же просят дополнить образы аксессуарами. 

Спрос и среди молодых. Интерес детей очевиден - почти в каждом центре детского творчества есть кружок соломоплетения. 

Искусство соломоплетения Беларуси может попасть в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Валерия Владомирская, член Белорусского союза мастеров народного творчества, педагог: 

Беларусь - это одна из тех стран, где, владея этим ремеслом, можно получить и высшее образование. Проводится множество выставок, различных мероприятий, где мастера предлагают свои изделия желающим. Я сотрудничаю с дизайнером, белорусским модельером.

Возрождают и сохраняют национальное творчество не только индивидуальные умельцы по всей стране (традиции соломоплетения продолжают около 60 народных ремесленников), но и в специализированных центрах. Один из таких в Молодечно создан почти 25 лет назад. Начинали директор и два мастера, исследовали район в поисках кладезя этнического рукоделия - сейчас же это дюжина специалистов отечественного хендмейд.

Екатерина Чернышева, руководитель кружка декоративно-прикладного искусства Молодечненского районного центра ремесел:

У нас есть определенный период времени, когда идет заготовка соломы. Мы созваниваемся с нашими аграриями, просим у них, чтобы они нам выделили какой-то кусочек поля, мы берем в руки серп и жнем солому сами. Мы ее заготавливаем, связываем снопы, просушиваем. Потом в мастерских разрезаем, складываем, сортируем, отбеливаем и в течение года работаем. 

В среднем для работы на учебный год необходимо от 10 до 30 снопов сена. "Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения" может стать пятым объектом нашего национального достояния в списке Всемирного нематериального культурного наследия наравне с приготовлением азербайджанской долмы, тайским массажем, аргентинским танго, бразильской капоэйрой, индийской йогой и другой гордостью народов мира. 


Читайте также:





Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =