Дом-музей Ваньковичей отмечает 15-летие после масштабной реконструкции

Старинная усадьба в центре города была владением знатного рода. В XIX веке здесь проживал двоюродный брат известного на весь мир художника Валентия Ваньковича. До сих пор в музее не было ни одной оригинальной работы мастера кисти. Теперь же в экспозиции появился портрет-подлинник. Дворянское гнездо в деталях рассмотрела Нина Можейко. Шляхетское поместье в центре Минска. На пороге сам художник Валентий-Вильгельм Ванькович в бронзе и с палитрой встречает гостей. Дом некогда принадлежал кузену белорусского портретиста-космополита. Своим его считают и в Литве, и в Польше, даже в России, однако точно известно: родился в деревне Калюжицы Минской губернии. Личных апартаментов в пределах Минска у Ваньковича было несколько: мастерская, резиденция в Слепянке (сейчас ресторан), но почти в первоначальном виде только этот двор на улице Интернациональной. Вот так он выглядел до начала реставрации в 1977 году. Шляхетские усадьбы в Беларуси не просто памятники архитектуры с вывеской "историко-культурная ценность". При относительно слабом развитии городов такие дворы с библиотеками, любительскими театрами, оркестрами, семейными галереями и произведениями искусства местных и европейских мастеров были своеобразными бытовыми музеями. То, что для хозяев было ежедневным, слугами воспринималось как роскошь. Внутреннего плана дома не сохранилось. Интерьеры воссоздавали по литературным и живописным источникам. Получился проект адекватный времени. Все экспонаты оригинальные и относятся к первой половине XIX века. Даже люстры - в каждой комнате своя. До 1920 года это было собственное имущество Ваньковичей. Советские власти в шляхетских апартаментах сделали коммунальные квартиры. После войны буквально в огороде жильцы нашли скульптуру под фундаментом. Это единственный предмет, который действительно принадлежал фамилии. Еще одна отличительная особенность - аж в трех залах галерея портретов. Неотъемлемая часть усадьбы того времени. Живописные копии представителей знаменитых белорусских рядов по образцу XIX века находятся в музее. Из гостиной сделали музыкальный салон. Но вместо рояля звучали скрипки. В доме, где часто бывал художник Валентий Ванькович, наконец появился единственный в стране портрет его кисти из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Томаш Зан – ближайший друг по Виленскому университету. Здесь уже во взрослом возрасте в государственном сюртуке. Кстати, сокурсников он писал охотно. Что говорить, если самая прославленная его работа "Мицкевич на горе Аю-Даг". Подлинник Валентия Ваньковича останется в экспозиции на депозитной основе. Единственный оригинал кисти маэстро в свободном доступе с 10 июня.
09.06.2015 21:25

Старинная усадьба в центре города была владением знатного рода. В XIX веке здесь проживал двоюродный брат известного на весь мир художника Валентия Ваньковича. До сих пор в музее не было ни одной оригинальной работы мастера кисти. Теперь же в экспозиции появился портрет-подлинник.

Дворянское гнездо в деталях рассмотрела Нина Можейко. Шляхетское поместье в центре Минска. На пороге сам художник Валентий-Вильгельм Ванькович в бронзе и с палитрой встречает гостей. Дом некогда принадлежал кузену белорусского портретиста-космополита. Своим его считают и в Литве, и в Польше, даже в России, однако точно известно: родился в деревне Калюжицы Минской губернии. Личных апартаментов в пределах Минска у Ваньковича было несколько: мастерская, резиденция в Слепянке (сейчас ресторан), но почти в первоначальном виде только этот двор на улице Интернациональной. Вот так он выглядел до начала реставрации в 1977 году.

Шляхетские усадьбы в Беларуси не просто памятники архитектуры с вывеской "историко-культурная ценность". При относительно слабом развитии городов такие дворы с библиотеками, любительскими театрами, оркестрами, семейными галереями и произведениями искусства местных и европейских мастеров были своеобразными бытовыми музеями. То, что для хозяев было ежедневным, слугами воспринималось как роскошь.

Внутреннего плана дома не сохранилось. Интерьеры воссоздавали по литературным и живописным источникам. Получился проект адекватный времени. Все экспонаты оригинальные и относятся к первой половине XIX века. Даже люстры - в каждой комнате своя. До 1920 года это было собственное имущество Ваньковичей. Советские власти в шляхетских апартаментах сделали коммунальные квартиры. После войны буквально в огороде жильцы нашли скульптуру под фундаментом. Это единственный предмет, который действительно принадлежал фамилии.

Еще одна отличительная особенность - аж в трех залах галерея портретов. Неотъемлемая часть усадьбы того времени. Живописные копии представителей знаменитых белорусских рядов по образцу XIX века находятся в музее.

Из гостиной сделали музыкальный салон. Но вместо рояля звучали скрипки. В доме, где часто бывал художник Валентий Ванькович, наконец появился единственный в стране портрет его кисти из корпоративной коллекции Белгазпромбанка.

Томаш Зан – ближайший друг по Виленскому университету. Здесь уже во взрослом возрасте в государственном сюртуке. Кстати, сокурсников он писал охотно. Что говорить, если самая прославленная его работа "Мицкевич на горе Аю-Даг".

Подлинник Валентия Ваньковича останется в экспозиции на депозитной основе. Единственный оригинал кисти маэстро в свободном доступе с 10 июня.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =