Старинная усадьба в центре города была владением знатного рода. В XIX веке здесь проживал двоюродный брат известного на весь мир художника Валентия Ваньковича. До сих пор в музее не было ни одной оригинальной работы мастера кисти. Теперь же в экспозиции появился портрет-подлинник.
Дворянское гнездо в деталях рассмотрела Нина Можейко. Шляхетское поместье в центре Минска. На пороге сам художник Валентий-Вильгельм Ванькович в бронзе и с палитрой встречает гостей. Дом некогда принадлежал кузену белорусского портретиста-космополита. Своим его считают и в Литве, и в Польше, даже в России, однако точно известно: родился в деревне Калюжицы Минской губернии. Личных апартаментов в пределах Минска у Ваньковича было несколько: мастерская, резиденция в Слепянке (сейчас ресторан), но почти в первоначальном виде только этот двор на улице Интернациональной. Вот так он выглядел до начала реставрации в 1977 году.
Шляхетские усадьбы в Беларуси не просто памятники архитектуры с вывеской "историко-культурная ценность". При относительно слабом развитии городов такие дворы с библиотеками, любительскими театрами, оркестрами, семейными галереями и произведениями искусства местных и европейских мастеров были своеобразными бытовыми музеями. То, что для хозяев было ежедневным, слугами воспринималось как роскошь.
Внутреннего плана дома не сохранилось. Интерьеры воссоздавали по литературным и живописным источникам. Получился проект адекватный времени. Все экспонаты оригинальные и относятся к первой половине XIX века. Даже люстры - в каждой комнате своя. До 1920 года это было собственное имущество Ваньковичей. Советские власти в шляхетских апартаментах сделали коммунальные квартиры. После войны буквально в огороде жильцы нашли скульптуру под фундаментом. Это единственный предмет, который действительно принадлежал фамилии.
Еще одна отличительная особенность - аж в трех залах галерея портретов. Неотъемлемая часть усадьбы того времени. Живописные копии представителей знаменитых белорусских рядов по образцу XIX века находятся в музее.
Из гостиной сделали музыкальный салон. Но вместо рояля звучали скрипки. В доме, где часто бывал художник Валентий Ванькович, наконец появился единственный в стране портрет его кисти из корпоративной коллекции Белгазпромбанка.
Томаш Зан – ближайший друг по Виленскому университету. Здесь уже во взрослом возрасте в государственном сюртуке. Кстати, сокурсников он писал охотно. Что говорить, если самая прославленная его работа "Мицкевич на горе Аю-Даг".
Подлинник Валентия Ваньковича останется в экспозиции на депозитной основе. Единственный оригинал кисти маэстро в свободном доступе с 10 июня.