Здесь открылась выставка боевых шлемов, оборонительного оружия и хоругви наших земель эпох Полоцкого княжества, Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Хроника оборонительных войн и защиты территорий наших предков в 60-ти уникальных экспонатах. Реконструкцию доспехов увидела Наталья Бордиловская.
Старинные мелодии. Полумрак. Силуэты железных рыцарей. Мистические тени голов воинов. Два столетия боевой славы наших предков (от XV по XVII) в репликах, сделанных руками мастеров-современников. Каждый предмет делали в натуральную величину из натуральных для тех времен материалов. Сталь, железо, бронза, латунь. Для правдоподобности применили новейшие способы обработки: например, искусственной состаренности и почернелости, чтобы вещь казалась аутентичной.
Атмосфера ожившей старины с помощью современных технологий. 22 выставочных стенда оборудованы специальными электронными датчиками, которые реагируют на зрителя. Человек подходит к экспонату, и тот автоматически освещается. Этакий эффект "ожившего предка".
Арбалеты, прославленные воинами Витовта в Грюнвальдской битве. Боевая хоругвь Минского воеводства эпохи раздела ВКЛ - самый, пожалуй, впечатляющий по размерам экспонат - почти три на пять метров. Самый же тяжелый здесь - 36 килограммов: полный комплект воина. Впрочем, большинство доспехов не для слабаков. Самый маленький шлем весит за четыре килограмма. Вес предмета зависел от эпохи: чем новее время, тем тяжелее экспонат. Надо же было защищаться уже от пуль и снарядов, а не от стрел. Иллюзию легкости дает вот такая "боевая одежда" представителя гусар Речи Посполитой - 25 метров латуни, но крылья за спиной: элемент из набора гусиных, орлиных и соколиных перьев!
Шлемы простых воинов и аристократов. Секторные, горшечные, сфероконические, бацинеты и бургиньеты. По наголовьям, в большинстве представленным на выставке, можно проследить эволюцию мастерства оружейников и сословные признаки защитных головных уборов.
Впрочем, гордость экспозиции и самая дорогая даже в денежном эквиваленте вещь - копия шлема Николая Радзивилла Черного. Наголовье типа "арме" - работа европейского мастера XVI века Кунца Лохнера. Гарнитур был богатый - серебро, золото, цветная эмаль. Сегодняшние белорусские мастера повторили все, даже сложный так называемый ковровый орнамент. Правда, ту старую технологию нанесения эмали с горячей заменили на новейшую (холодную).
Шлем Радзивилла Черного делали почти год. На другие предметы у мастеров уходит от недели до шести месяцев. Над созданием коллекции работали три умельца. Все они - участники военно-исторических рыцарских клубов и художники-профессионалы. Экспозиция - результат трехлетней подготовки.
Современные аналоги исторических артефактов ценные сегодня, дорогие и тогда. Защищать воинов было честью, поэтому в доспехи вкладывались большие деньги.