На торгах Сотбис в коллекции восточноевропейской фотографии представлены работы 11 белорусов.
На торгах Сотбис в коллекции восточноевропейской фотографии представлены работы 11 белорусов. Все они - собственность нью-йорского коллекционера, чье имя - под завесой тайны. Как они оказались за океаном, сегодня не скажут и сами фотографы.
Вместе с авторами снимков лоты Сотбиса сегодня изучала и Елена Бормотова.
Фотография их сплотила еще во время учебы в художественном институте - сегодняшней академии. Студенты дизайнерского факультета организовали свою небольшую фотостудию и на обычные аппараты снимали все, что попадалось на глаза. О том, что через 30 лет их работы появятся на одном из старейших аукционных домов мира, даже и представить не могли.
Александр Угляница, фотограф: ФЭТ на лейку был похож, у него был широкоугольный объектив, и он отвечал всем потребностям. Его можно было легко засунуть в карман.
После развала Союза, наши фотографы выставлялись за границей. Там их работы и попадались на глаза западным галлеристам и коллекционерам, а что-то просто раздаривалось. Путь тех снимков потеряли и сами авторы. Лот № 836. Летящая чайка. Ее Виктор Калейник снял на Свислочи. На торги выставлен и портрет отца, и руки матери - бывшей балерины. Еще кадры со съемочной площадки фильма Мастер и Маргарита. В то время фотограф был художником комбинированных съемок на киностудии.
Виктор Калейник, фотограф, дизайнер: Если так уж начистоту - вода грязная была - пошел песок. И пленка проявлена была с браком. Эти белые точки... но здесь сработало....
Снимали на фото- и кинопленку. Технология, которая сегодня почти не используется. Поэтому к ней такой интерес на Западе. Экспериментировали с реактивами. Среди лотов, кстати, можно найти и автопортреты самих авторов. А некоторые их них на момент съемок были еще школьниками.
Работы белорусских фотографов, которые предоставлены на Сотбис, в каталоге аукциона обозначены 80-90 годами. На самом деле, некоторые фотографии были сделаны значительно раньше - в 70-ые, а в 90-ые - их, просто, напечатали. Многое, что попало в объектив 40 лет назад, еще не напечатано. С негативов на бумагу перенесено всего процентов 10. Оставшееся - это архивы авторов. Кстати, негативы тех съемок, которые выставляются на аукционе, сегодня собственность фотографов.
Вместе с белорусами, фотолоты составляют работы мастеров объектива из России, Украины, Прибалтики. Аукцион назначен на утро 5 июня. Цена лотов - от тысячи до восьмидесяти тысяч фунтов стерлингов.