В этом году 30-летие чернобыльской катастрофы. В Беларуси благодаря государственной поддержке пострадавшие районы развиваются - создаются новые современные производства. Лельчицкий район наладил выпуск сапропеля, развивает щебеночный завод, а в перспективе здесь построят железную дорогу. С подробностями Евгений Побаловец.
В Лельчицком районе реализуют сразу два масштабных проекта, связанных с преодолением последствий аварии на Чернобыльской станции. В Лельчицком агросервисе налажен выпуск сапропеля, в Глушковичах развивают щебеночный завод. Инвестиции по двум объектам колеблются в размере 70 миллиардов рублей.
Сапропель - это многовековые донные отложения пресноводных водоемов, которые сформировались из отмершей водной растительности, останков живых организмов, планктона, а также частичек почвенного гумуса. Сапропелевые удобрения - уникальный продукт, единственное органическое удобрение, применяемое для коренного улучшения и санации почвы. Добавляют его и в рацион скоту в качестве минеральной подкормки.
Перед тем как начать изготавливать сапропель ученые провели комплекс исследований в трех хозяйствах Лельчицкого района. Результаты признаны удачными, качество сапропеля высоко оценено специалистами. Есть интерес к белорусским удобрениям даже в Испании. В Лельчицком районе есть вся необходимая сырьевая база для такого производства. На предприятии провели реконструкцию, оборудовали цех двумя линиями: по производству биологически активных витаминизированных кормовых добавок на основании сапропеля и по экструдированию зерна.
Павел Остапович, директор ОАО "Лельчицкий агросервис": "Мы открыли вторую линию, где производим экструдированное зерно. При смешивании его с сапропелем получается кормовая добавка, которая хорошо усваивается крупнорогатым скотом и мелким скотом".
В результате предприятие получит дополнительно почти 19 миллиардов рублей выручки в год. Глушкевичский щебеночный завод - это 300 рабочих мест, около 6 млрд рублей только налоговых поступлений в копилку района ежегодно. Успешная работа предприятия стала возможной благодаря техническому перевооружению: три года назад щебеночный завод приобрел 10 автопоездов, конусную и щековую дробилки, годом позже - сверлильный станок немецкого производства, два гидравлических экскаватора и гидромолот.
Роман Михалков, директор щебеночного завода "Глушкевичи": "Данные капиталовложения дали результат в виде снижения внутрисменных простоев. Общий объем инвестиций в наше предприятие по программе возрождения территорий, пострадавших от чернобыльской аварии, составил 33,5 млрд рублей. Это колоссальная сумма, но благодаря этой поддержке предприятие стабилизировалось и вышло на рентабельную работу".
Правда, чтобы два проекта работали лучше, надо улучшить логистику. В Лельчицком районе давно мечтают о железной дороге. Проект этот затратный, но специалисты уверены: все окупится. Лельчицкий район богат полезными ископаемыми. Это и бентонитовая глина, и сапропель, и гранит.
Михаил Комок, председатель Лельчицкого райисполкома: "Сегодня уже разработан проект. Мы ищем инвестора, который бы вложил средства в наш регион. В нашем районе сконцентрировано много полезных ископаемых".
Перспектива строительства железной дороги - дело ближайших двух-пяти лет. А пока пострадавшие районы развиваются благодаря поддержке государства. За пять лет в рамках чернобыльской программы только в одной Гомельской области было реализовано 17 спецпроектов более чем на 470 миллиардов рублей.