Витебск равно 120 лет назад заключил, современным языком говоря, инвестиционный договор на строительство электрической железной дороги с французом Фернаном Гильоном. А через 2 года по губернскому городу уже катился первый трамвай. С новым видом пассажирских перевозок в город пришла и электроэнергия. Мощностей построенной станции хватило на освещение улиц, заведений и даже частных домов. На трамвае с такой богатой историей проехал Артур Смоляков.
Первый трамвайный вагон в Витебске пустили в 1898 году. Он прошел именно здесь, по нынешней улице Ленина до площади Свободы. Это чудо техники губернский город увидел раньше, чем жители Санкт-Петербурга и Москвы.
Через несколько лет Витебский трамвайный парк насчитывал 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Длина первой линии - почти 5 километров. Водителями электрического транспорта в то время брали только мужчин. На входе они интеллигентно подавали дамам руку. Впервые уличный поезд витебчане увидели именно таким. Модель с двумя настоящими электродвигателями в городском трамвайном парке собрали за 8 месяцев. Копия вагона 19 столетия - настоящая гордость депо. Гордятся здесь и экскурсионным транспортом в стиле ретро.
Сейчас в Витебске 9 трамвайных маршрутов общей длительностью более 200 километров. Этот вид транспорта давно стал символом города. В его честь создали музей. В экспозиции 5 отделов и более 2 тысяч экспонатов: документы, макеты вагонов, фотографии, картины и схемы маршрутов.
Оксана Захарченко, экскурсовод музея истории Витебского трамвайно-троллейбусного управления: "У нас в музее есть уникальная рельса фирмы "Бохум" 1898 года. Мы гордимся ей, она у нас магическая. Может исполнять желания. А еще в музее есть бельгийская акция на 120 франков под названием "Витебские трамваи". Недавно ее выкупили на аукционе за рубежом”.
Профессию "водитель городского транспорта" можно смело относить к одной из самых сложных и ответственных. Даже после прохождения строгого отбора при поступлении на службу выдерживают далеко не все.
Сегодня по областному центру ежедневно курсируют почти 60 трамваев. Водителями работают 165 человек. 80% - женщины.
Сотрудники депо подсчитали, что за 118 лет пробег трамвая в областном центре составил более 600 миллионов километров. Сегодня он уверенно продолжает свое движение, а значит, в летопись предприятия и города будет вписано еще немало новых страниц.