Выставка в Брюссель переехала из миланского Palazzo Reale. Более 200 работ, которым, по правде говоря, просто нет цены. Полотна собрали из нью-йоркского Метрополитен-музея, парижского Центра Помпиду, вашингтонской Национальной галереи искусств, Русского музея и более чем из 50 государственных и частных собраний. Экспозиция, в которую вошли работы с 1908 года (его первая картина «Маленький салон») по 1980 год, размещена в хронологическом порядке и посвящена периодам биографии Шагала: ранние годы в белорусском Витебске, первый визит во Францию, американские годы и, наконец, возвращение в Париж в 1947 году. Здесь и знаменитое родное для нас полотно «над Витебском», и «Прогулка», «Я и деревня» и многие другие шедевры.
Директор Королевского музея Мишель Драге не скрывает радости и облегчения. Проект столетия воплотился в жизнь.
Мишель Драге, генеральный директор Королевского музея изящных искусств, Бельгия: "То, что вы смогли все это увидеть под одной крышей, - работа многих и многих лет. В первую очередь заслуга миланского и нашего музеев. Это было очень непросто сделать, но нам удалось и я счастлив".
В Брюсселе презентовали экспозицию уроженца Беларуси с помпой - была и специальная пресс-конференция, и известные гости - искусствоведы со всего мира, руководители крупнейших музеев планеты, в том числе, к слову, и Национального художественного музея Беларуси, представители белорусского посольства. Наша страна, хоть и не напрямую, но оказалась причастна к открытию уникальной экспозиции.
Безусловно, какая-то высшая несправедливость, что на этом празднике мы всего лишь гости. Тем не менее, ситуация может измениться. В 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения Шагала. В Беларуси не выставляется ни одна его картина и было бы символично, если бы что-то похожее удалось организовать на родине маэстро.
Организовать такую экспозицию, разумеется, задача невероятно сложная. Можно себе представить, скольких трудов стоит уговорить музеи, а главное, частных лиц, расстаться хотя бы на время с шедеврами, в какую сумму обходится доставка картин, их страхование. Но все эти проблемы решаемы. Главное, заручиться поддержкой людей, которые близки к наследию художника.
Это Мерет Меер, внучка Шагала. Она одна из вдохновителей экспозиции и вице-президент Комитета Марка Шагала. В интервью вспоминаем Беларусь. Почему то там, то здесь Шагала называют носителем российской художественной школы, ведь родился и вырос он в Витебске? Внучка гения сетует на исторические перипетии.
Мерет Меер, внучка М. Шагала: "Дело в том, что когда Марк Шагал жил в Витебске, Беларуси, как отдельного государства, еще не было. Поэтому так и происходит. Но душа Шагала всегда была с Витебском, мы благодарны всем, кто его помнит в вашей стране, мы ценим то, что делается в память о мастере у вас".
Возможно, первым шагом к тому, что работы Шагала хоть на время вернутся на родину, был сделан именно в Брюсселе. Владимир Прокопцов и Мишель Драге, шеф Королевского музея Бельгии подписали соглашение о сотрудничестве. Но самое главное, состоялся разговор с Мерет Меер о том, чтобы юбилей Шагала особым образом стоит отметить в Минске, в музеях которого, вопреки логике, хранится всего одна работа, связанная с великим художником, - портрет Шагала кисти его учителя Иегуды Пэна. Пусть и в виде почтовой марки он был подарен в Брюсселе внучке мастера, к слову, удивительным образом похожей на своего деда.